Причины — массовая безработица, высокая плотность населения в ЮКО, а также пресловутый «уят».
Сотрудники полиции Алматы заявили, что основной наплыв проституток в Алматы идет из ЮКО. Это они объясняют тем, что в таких городах как Тараз и Шымкент женщины очень рано выходят замуж. При этом семейная жизнь нередко заканчивается разводом, а новоиспеченной матери ничего не остаётся, как оставить ребенка на попечение родителей и отправиться на заработки в мегаполис.
Бахыт Туменова, президент общественного фонда «Аман-саулык», солидарна с этим заключением, добавляя, что на юге страны приверженцев национальных традиций намного больше, а слова «уят» и стыд там более значимы.
И если молодая женщина разошлась, ей нередко некуда податься — путь назад закрыт.
Так что девушки отправляются в «свободное плавание». Именно отсутствие родительского плеча в тяжелой жизненной ситуации становится решающим фактором,
влияющим на то, что мы по факту имеем сейчас, — отмечает она.
Основными причинами ухода южно-казахстанских девушек в проституцию на сегодняшний день являются следующие факторы:
Зульфия Байсакова, председатель Союза кризисных центров в Казахстане, считает, что предоставлением сексуальных услуг в Казахстане занимаются девушки из разных регионов страны.
— В Южном Казахстане плотность населения больше, поэтому кажется, что в основном девушки оттуда.
Но если просчитать в количественном соотношении, думаю, в равной степени из всех регионов. Ведь у нас во всем Казахстане вопросы трудоустройства — основная проблема. Особенно это касается женщин. Зачастую они рано становятся матерями, у многих недостаточный образовательный уровень. Если, предположим, девушка забеременела в 15 лет, то скорее всего она не закончит даже школу и рискует стать потенциальной жертвой сексуальной эксплуатации, — утверждает Байсакова.
Высокая плотность населения в ЮКО особенно «проявляет» дефицит рабочих мест.
— Многие девушки из ЮКО едут в крупный город, в данном случае Алматы. Изначально у них нет цели заниматься проституцией. Они хотят учиться и работать. Но попадая в тяжелую ситуацию, когда не могут прокормить себя или помочь членам семьи, которые всем аулом отправляли их в город, вынуждены зарабатывать таким образом. А
когда хочется есть, человеку сложно определить, где заканчивается этическая сторона.
Наверное, хорошо, что эти молодые женщины не решаются на более тяжкие преступления — убийства или ограбления. Вместо этого они торгуют своим телом. И в этом, наверное, заключается проблема государства, которое не может обеспечить конституционное право каждого на возможность работать, — говорит Зульфия Байсакова.
При этом она уверена, что легализация проституции в стране только усугубит ситуацию.
— Еще больше будет прогрессировать торговля людьми, еще больше женщин будут вовлечены в оказание сексуальных услуг не на добровольной основе. Ведь зачастую это регламентируется так называемыми сутенерами, которые на этом зарабатывают. И легализация «развяжет» им руки — позволит официально эксплуатировать людей, а это страшно. Поэтому многие государства сегодня не идут на это, — уверена эксперт.
По ее словам, именно поэтому во многих странах не вводят бэби-боксы — это решение также может стать благоприятным фактором для торговли детьми.
Не хотите находить младенцев на улицах — ставьте бэби-боксы! — эксперты
По словам Гульмиры Илеуовой, президента общественного фонда «Центр социальных и политических исследований «Стратегия», учитывая, что ЮКО является трудоизбыточным регионом, особенно для молодых людей, часть из них естественным образом «выдавливается», распределяясь по стране. Они трудоустраиваются в разных отраслях и секторах экономики, многие становятся неквалифицированными рабочими.
— И это касается в основном мужской половины населения. Куда «выдавливаются» девушки, об этом просто никто не задумывается. А учитывая то, что в Алматы и других крупных городах страны есть такая ниша как занятие проституцией, для некоторых девушек и даже парней, не нашедших работу в родном краю, такая деятельность становится альтернативой. Даже несмотря на морально-этические нормы и предрассудки традиционного общества, нужда берет верх, — говорит социолог.
По ее словам, сегодня трудоизбыточность юга хоть и фиксируется, но дальше этого дело не продвигается.
— Власти думают, что проблема рассосется сама собой, учитывая, что многие самостоятельно уезжают из региона на заработки.
Между тем, такая ниша как занятие проституцией существует и соответственно должна кем-то заполняться. А спрос рождает предложение, — отмечает Илеуова.
Но говорить о том, что именно с юга страны девушки едут торговать своим телом, было бы неправильно. Ведь помимо казахстанок, ряды «девиц легкого поведения» заполнены и гражданками других республик. В целом теория, что уход в проституцию становится естественным путем для значительного числа молодых безработных женщин в стране, не столь масштабная для утверждения.
— Проституцию по масштабам вряд ли можно сравнить с каким-либо крупным производством.
Поэтому если кто-то и заявляет о ее легализации в Казахстане, я не считаю это необходимостью, — уверяет Гульмира Илеуова.
Бахыт Туменова уверена, что уменьшить проституцию в стране поможет внедрение программ по трудоустройству.
— Читать морали, если девушке не на что жить, а в семье десять детей и нет отца, бесполезно, — заключает Туменова.