Введя резонансные санкции, Порошенко в первую очередь действовал в интересах отдельных бизнес-кругов Украины.
Вместе с тем, множеству простых украинцев нововведение может попортить жизнь, отмечает портал ria.ru.
Список юридических лиц, на которых президент Украины Петр Порошенко 16 мая наложил санкции, включает помимо популярного поисковика «Яндекс», социальных сетей «Одноклассники» и «ВКонтакте», ряд российских телеканалов, наиболее популярные СМИ, в том числе МИА «Россия сегодня», санатории и курорты Крыма, агропромышленные предприятия Краснодарского края, авиакомпании и даже бухгалтерскую программу 1С.
Всего 468 компаний и учреждений. В список санкционированных Украиной физических лиц попали 1 228 человек
Список юрлиц составлен из тех организаций, которые работают в Крыму, обеспечивают население продуктами и электроэнергией, занимаются авиаперевозками. Почему они оказались под санкциями — понятно. Сложнее понять логику украинских чиновников и прежде всего главы государства, когда в список попадают поисковик «Яндекс», а также социальные сети «ВКонтакте» и «Одноклассники».
В самих социальных сетях, горячо обсуждающих новость о закрытии ресурсов, логику президента объясняют тем, что именно через эти ресурсы Россия якобы «следит» за Украиной и даже собирает разведывательную информацию. Это объяснение удовлетворяет определенную часть украинской национально-ориентированной аудитории. Однако, как полагает журналист Оксана Романюк (ее мнение приводит сайт «Страна.ua»), санкции бьют в первую очередь по украинцам.
«Какой-то странный и неожиданный запрет на «ВКонтакте» и «Одноклассники». Причины называют, мол, Россия зарабатывает на наших юзерах, а у нас же война. Но извините, вышла экономическая санкция по своим же гражданам, —
заявила Романюк в еще не закрытых соцсетях. —
«ВКонтакте» заблокирован на Украине
Разве «ВКонтакте» не использовался как средство коммуникации теми же украинскими частными предпринимателями,
которые имели там страницы, выставляли продукцию?
Не говоря о миллионах граждан, имевших там какую-то личную жизнь»
«Яндекс» «приложили» санкциями не за «разведданные». Как утверждают в Киеве, «Россия за счет Украины и благодаря «Яндексу» богатеет». В конце апреля на сайте президента даже появилась петиция обеспокоенных «яндексацией» Украины граждан с предложением запретить популярный поисковик.
Однако в украинских соцсетях утверждают, во-первых, что запретить популярные ресурсы можно только на бумаге, а вот «закрыть их вообще» не получится. Во-вторых, что
появившиеся ограничения в пользовании этими ресурсами на самом деле лишь прибавят им популярности
Еще больше удивляет предпринимателей Украины решение президента наложить санкции на бухгалтерскую программу 1С, наиболее популярную на территории СНГ. Так, пользователь соцсетей Тарас Мищенко (мнение его приводит «Страна.ua») утверждает, что от санкций пострадает в первую очередь украинский бизнес.
«За что, например, в список попала украинская «ABBYY Украина»? Как теперь украинские предприятия будут работать без 1С, если «1С Мультимедіа Україна» тоже под санкциями?», —
удивляется мужчина. У Мищенко сложилось «ощущение, что список сформировали автоматически, не углубляясь в детали».
В значительной степени санкции запрещают распространение на Украине сигнала российских телекомпаний. Под них попали и наиболее популярные информационные ресурсы.
Российские СМИ дают альтернативную, часто не совпадающую с официальной, точку зрения на происходящее на Украине, вот и решил президент ограничить их возможности. Что же касается соцсетей, популярного поисковика и бухгалтерской программы, закрывая эти завоевавшие свою часть рынка ресурсы,
Порошенко дает таким образом целому ряду украинских IT-компаний возможности развития бизнеса вне конкурентной среды
При этом не надо забывать, что в его окружении есть целый ряд политиков, крупных госчиновников, напрямую или косвенно связанных с компаниями, занимающимися разработкой программных продуктов. Возможно, именно поэтому «аполитичные» по своей сути ресурсы попали в санкционный список Петра Порошенко.
Похоже, что списки физических лиц, на которых президент наложил санкции, составлялись впопыхах и с многочисленными неточностями. Например, депутат Государственной думы России Сергей Железняк фигурирует в списке Порошенко дважды — под номерами 85 и 401. И при этом санкции, наложенные на него украинским президентом, тоже разные. Под сорок первым номером ему отказано в получении визы и въезд в Украину.
А вот под номером 401 санкции наложены более щедро. Здесь ему уже угрожают блокированием активов, то есть на время ограничивают в праве пользоваться и распоряжаться принадлежащим имуществом, также временно запрещают проведение финансовых операций. Между тем, российский парламентарий ранее неоднократно заявлял, что ни имущества, ни финансов в Украине не имеет.
Что санкционные списки составлялись небрежно, заметно и по другим деталям. Например, нынешний министр сельского хозяйства Александр Ткачев числится в списке Порошенко все еще губернатором Краснодарского края (перестал им быть в апреле 2015 года). А вот Павел Астахов, бывший уполномоченным при президенте России по делам ребенка до сентября 2016 года, ныне является простым адвокатом, но в санкционном списке он все еще числится в прежней должности. Не перестала быть «прокурором Крыма», согласно этим спискам, и нынешний депутат Государственной думы Наталья Поклонская.
Много в списке деятелей культуры, музыкантов, артистов из России, которые высказывались в поддержку политики Путина,
за что и были санкционированы Порошенко.