Кассационная коллегия посоветовала владельцам конфискованных грузовиков судиться с контрабандистом в гражданском порядке.
Это запутанное дело началось еще летом 2015-го года. Из Китая в Москву транзитом через Казахстан и Кыргызстан ехал караван грузовиков. Он успешно пересек границу Китая с Казахстаном, но неожиданно застрял на таможенном посту «Кордай» в Жамбылской области. Департамент госдоходов региона заподозрил контрабанду. Позже была установлена стоимость груза — 5,8 млрд тенге. Первоначально служба экономических расследований ДГД Жамбылской области вменяла таможенным сопровождающим нарушение правил заполнения транзитных деклараций. Были даже составлены три административных протокола. Позже было открыто уголовное дело, в рамках которого конфисковали 38 грузовиков, перевозивших контрабандный товар.
Следствие признало транспорт орудием совершения преступления, хотя дальнобойщики всего лишь оказали услуги для транспортировки груза. Ответственность за содержимое фур несли заказчики грузоперевозок. В итоге условный срок и штраф в 3000 МРП получил некто Берик Чотпаев, который признал свою вину, совершил процессуальное соглашение со следствием и был освобожден от реального наказания. Сам контрабандный груз вообще исчез. За утерю вещдоков судят сотрудников жамбылской таможни. Но даже эти факты никак не отразились на решении проблем дальнобойщиков.
Собственники конфискованных грузовиков в суде проходили свидетелями, поэтому были ограничены в праве защищать свою собственность. И тем не менее некоторые владельцы фур дошли до Верховного суда, где им было отказано. Адвокат Гульнара Жуаспаева кроме нескольких жалоб в защиту дальнобойщиков побывала также и на приеме в генпрокуратуре. Последняя истребовала все уголовное дело в 39 томах для изучения. Результатом этой кропотливой работы и стал кассационный протест Жакипа Асанова, поданный в Верховный суд в конце февраля.
Кроме того, что Чотпаеву был вынесен чрезмерно мягкий приговор, генеральный прокурор просил суд пересмотреть ситуацию и с конфискованными грузовиками. Он посчитал, что приговор Чотпаеву нарушил права владельцев 38 машин
«Из материалов дела следует, что водители и собственники автомашин ранее не были знакомы с Чотпаевым и никаких услуг по перевозке грузов ему не выполняли», — говорится в протесте Жакипа Асанова. — «Кроме того, объективных доказательств о намерении собственников предоставить транспортные средства Чотпаеву для совершения контрабанды и использовать их в качестве орудий преступления не добыто».
28 марта кассационная коллегия удовлетворила протест Жакипа Асанова частично. По части слишком мягкого приговора Чотпаеву судьи с генпрокурором согласились. А вот проблемы дальнобойщиков так и не были разрешены.
«Так как все автомашины с контрабандным грузом были задержаны, факт их использования для совершения преступления сомнения не вызывает и какой-либо дополнительной проверки не требует», — написали судьи в своем постановлении. — «При таких обстоятельствах вопросы, связанные с возмещением вреда владельцам автомашин, явившихся орудиями преступления и обращенных в доход государства в результате противоправных действий Чотпаева Б. Б., подлежат разрешению в порядке гражданского судопроизводства».
Генпрокурор опротестовал скандальное дело «38 дальнобойщиков»
Если перевести юридический язык судей на бытовой и провести некоторые параллели, получается, что поезд или общественный автобус, в котором наркоторговец втихаря перевозил товар, тоже нужно признавать вещдоком и орудием совершения преступления.
Гульнара Жуаспаева прокомментировала медиапорталу 365info постановление Верховного суда:
— Мы все время говорили, что нарушены права дальнобойщиков. Все наши жалобы связаны с тем, что надо отменить конфискацию их машин. Верховный суд удовлетворил частично протест генерального прокурора совершенно по другим основаниям. Не по тем, по которым мы писали жалобу. Хотя основанием для внесения протеста была именно она. Верховный суд почему-то вышел за пределы наших доводов и не разрешил проблемы дальнобойщиков, за которые мы бьемся. Напротив, в постановлении написано, что вопрос конфискации и ареста решен правильно, что дальнобойщики должны в гражданском порядке обращаться к Чотпаеву. Это нас не устраивает. Мы так долго ждали, так радовались, что Верховный суд обратил внимание на возникшую ситуацию. А когда получили постановление, оно оказалось совершенно не в нашу пользу. В начале мая в Таразе начнется рассмотрение дела Чотпаева. Конечно, мы поедем на этот процесс, с моим коллегой разрабатываем тактику защиты, но у нас почти нет никаких прав, потому что дальнобойщики проходят по делу свидетелями. Будут ли нас слушать и рассматривать наши ходатайства, мы даже не знаем. Вообще, если исходить из позиции Генеральной прокуратуры, вопрос об отмене конфискации должны были решить либо в суде, либо на дополнительном расследовании.
Если исполнять постановление Верховного суда в том виде, в каком оно вынесено, то областной суд сейчас быстренько рассмотрит дело в отношении Чотпаева. Ему назначат более строгое наказание, а в остальной части все останется в силе
Было бы справедливым и правильным, чтобы дело ушло в прокуратуру для дополнительного расследования, в ходе которого все наши вопросы были бы решены. И суд может это сделать. Мы намерены именно этого и добиваться.
7 парадоксов нового таможенного скандала
Новое «хоргосское» дело: взятки в 120 тысяч долларов и китайцы