Заняв кресло недавно арестованного замглавы администрации президента Баглана Майлыбаева, он вернулся в Астану не в самое простое время.
К традиционным подковерным интригам, вечным спорам по поводу «магистрального пути», традиций, языка, культуры, дракам вокруг распределения государственного информационного и социального заказа добавился полный раздрай системы управления в этой сфере. Структуры самой администрации, профильные министерства, квази-общественные объединения, информационные системы, институты разделились на несколько групп, не особо настроенных прислушиваться к мнению друг друга.
Само информационное пространство претерпело серьезные изменения – активно заработали социальные сети, постоянно выдающие как бы собственный контент и никак не подконтрольные государству. Как построит работу идеологического блока администрации ее недавно назначенный первый заместитель руководителя, в 13-й серии цикла статей о политических тяжеловесах рассказал политолог Данияр Ашимбаев.
– Марат Муханбетказиевич — человек старой закалки, на госслужбе с 1992 года, все его должности были максимально приближены к центру принятия решений. Очередное назначение в администрацию случилось аккурат после ареста Баглана Майлыбаева. Кстати, за все годы независимости ни одного действующего сотрудника администрации президента не арестовывали. А тут сразу двух, причем достаточно весовых. И можно предположить, что само новое назначение было достаточно спонтанным.
За место главного идеолога в последние годы шла жесткая борьба: каждый новый руководитель администрации пытался поставить туда свою креатуру, но Нурсултан Назарбаев хотел видеть в этой должности не «чьего-то», а своего человека.
Пост – один из наиболее ключевых в системе государственного управления, в системе президентской власти. При этом само понятие «главный идеолог» сейчас закреплено за заместителем руководителя администрации, но за годы правления Назарбаева претерпело разные реорганизации. Сначала это был секретарь ЦК Компартии Казахстана. Этот пост занимал Узбекали Джанибеков, назначенный еще при Колбине (1987-1991). Затем, параллельно с ним, по мере формирования президентской вертикали идеологом стал Мырзатай Жолдасбеков, занимавший в этом качестве посты члена президентского совета, госсоветника и вице-премьера (1990-1993). Его сменил Куаныш Султанов (1993-1994), того – Тулеген Жукеев (1994), потом президентская и правительственная вертикали разделились. На место Жукееева вице-премьером должен был прийти Алтынбек Сарсенбаев, но того не пропустили депутаты. Вице-премьерами по социальной работе и внутренней политике были Ахметжан Есимов (1994-1995) и Имангали Тасмагамбетов (1995-1997), затем пост был на долгое время, до 2000 года, упразднен, когда вице-премьером вновь стал Тасмагамбетов (2000-2002).
В президентском аппарате должность куратора внутренней политики занимал Марат Тажин – с 1993 по 1999 год, когда стал секретарем Совета безопасности. Затем был длительный период, когда все функции по управлению идеологией были сконцентрированы в Министерстве культуры, информации и общественного согласия. Его возглавляли Алтынбек Сарсенбаев (1997-2001) и Мухтар Кул-Мухаммед (2001–2003). Вновь потребность в едином главном идеологе на более высоком уровне возникла после событий осени 2001 года. В январе 2002 года замруком администрации по внутренней и организационно-кадровой работе стал экс-глава АП Сарыбай Калмурзаев. Но уже осенью того же года был введен пост первого заместителя руководителя администрации, который занял Марат Тажин (2002-2006).
https://365info.kz/2017/04/nekonfliktnyj-dzhaksybekov-ustraivaet-prezidenta-ashimbaev/
— При этом, что интересно, пост первого зама в администрации президента учреждался редко. Его в свое время занимали ныне почти забытые Хаиржан Такуов, Владимир Ни и Михаил Тимкин, а в последние два десятилетия он вводился только под Тажина.
После ухода последнего в Совбез в 2006 году следующие два идеолога – Маулен Ашимбаев (2006-2011) и Баглан Майлыбаев (2011-2017) – были «простыми» заместителями
При этом их роль в идеологической сфере перманентно оспаривали госсекретари, имевшие соответствующий работы, — Канат Саудабаев (2007-2012), Мухтар Кул-Мухаммед (2012-2013) и Марат Тажин (2013-2014). Не забудем еще постоянные реорганизации структур, отвечающих в президентской администрации и правительстве за внутреннюю, информационную, межнациональную, конфессиональную, культурную, языковую политику. Плюс параллельные структуры, не подчиняющиеся напрямую главному идеологу:
В общем, ясно, что система управления внутренней политикой четкостью и прозрачностью особо не отличалась. К тому же основной контингент внутренней политики – что внутри, что снаружи – составляла гуманитарная и творческая интеллигенция, которая духа согласия и дружелюбия в работу особо не добавляла.
А еще добавим не только межличностные проблемы, но и черты характеров наших персонажей. Помнится, один коллега, сравнивая двух начальников, заметил: «Первый все понимает, но не в состоянии принять хоть какое-то решение, а второй легко и твердо решает вопросы, но дурак…».
Каждый идеолог старался привнести что-то новое, что-то свое, с претензией на «национальную идею». При Мырзатае Жолдасбекове были Всемирный курултай казахов, духовное согласие и «без правых и левых». При Тажине – Евразийский союз, концепции социокультурного развития, формирования нового социоэкономического поведения граждан РК, становления исторического сознания в РК. формирования государственной идентичности РК, этнокультурного образования. При Маулене Ашимбаеве – Доктрина национального единства. При Баглане Майлыбаеве – Общество всеобщего труда и Мәңгілік ел. Сейчас вот озвучена «Модернизация общественного согласия».
— Многие уже забылись — как идеи, так и их носители, но Марат Тажин — это Марат Тажин, это бренд. Он считается главным интеллектуалом Акорды, специалистом по внутренней политике и изучению общественного мнения в стране. Человек-тяжеловес, в багаже которого есть и работа в администрации с 1992 года, где он занимал всевозможные посты — от замзавотделом до первого замрука. Были у него небольшие уходы из Акорды. В 2001-м он недолго руководил Комитетом национальной безопасности, в 2007-2009-м — Министерством иностранных дел, а с 2014-го по январь 2017-го был послом Казахстана в России.
– Ну послом он ушел также нехорошо, как и недавно Имангали Тасмагамбетов.
– Понятно, что уход послом с поста в Акорде, какое бы значение этому ни придавали, не всегда хорошо. Как правило, посол — это не первая величина. Один из бывших высокопоставленных чинов, работавший в том числе руководителем администрации, во время работы послом организовывал визит президента той страны в Астану.
Возникла ситуация, когда кортеж спокойно прошел через ворота, а посла — бывшего главу администрации — заставили идти через общую рамку, сдавать телефон и выписывать себе пропуск. С другой стороны, посол послу рознь
Уход Тажина был вынужденным. И по мере его отсутствия на поле разговоры о необходимости его возвращения шли практически постоянно. Учитывая рост конфликтности как во внутренней политике, так и в управлению ею, его опыт и репутация дорогого стоят.
У Тажина в биографии есть большая история и положительных, и негативных моментов. Тем не менее, он никогда не был замешан в коррупционных и политических скандалах. Даже противники всегда относились к нему с уважением, а поймать его на чем-то негативном никогда не удавалось. Просто иногда в ход шли аргументы внесистемного характера. В бытность его госсекретарем против Марата Муханбетказиевича коллегами была развернута короткая, но яростная кампания.
В Акорду он вернулся в неоднозначное время — арест Майлыбаева фактически подорвал не только уважение к идеологическому блоку, но и сорвал подготовку послания президента на 2017 год, на которое возлагались многие надежды
https://365info.kz/2017/04/vladimira-zhumakanova-oshibochno-pytalis-spisat-nakanune-karernogo-vzleta-ashimbaev/
– Поэтому оно не прошло в прямом эфире, а было выложено в интернете?
– Я думаю, что скорее всего экономический блок не доработал. К тому же, незадолго до этого был арестован министр национальной экономики Бишимбаев, который являлся одним из ответственных лиц по подготовке этого документа. Какие-то высокопоставленные экономисты просто не были допущены к работе над этим документом.
Тем не менее, понятно, что при смене руководителя идеологического блока на него возлагаются большие надежды. Нынешнюю систему управления идеологическим полем сам Тажин и выстраивал. И хотя он фактически с 2006 года не руководил идеологией, будучи секретарем совета безопасности, госсекретарем, сфера для него всегда была более чем близкой.
Над контентом в этой сфере работали, как известно, Маулен Ашимбаев и Баглан Майлыбаев. Однако многие вопросы все равно стекались в руки Тажина
Понятно, что он может быть и сам не хотел возвращаться. После многих лет напряженной работы посольство давало возможность немного отдохнуть, подвести итоги, спокойно поразмышлять над событиями, заняться собой в конце концов. Что интересно, когда Тажин был послом и диппредставительство работало очень активно, в Астане отдельные люди не очень хорошо реагировали, что некоторые СМИ печатают информацию о работе посольства, дескать, начальство недовольно. Теперь эти же самые бдительные клуши высказывают недовольство теми, кто положительно отзывается о предшественнике Тажина и о новом после.
И таких бдительных, услужливо работающих вне зависимости от смены власти, достаточно много. Идеология — та сфера, где количество чрезмерно активных не в том направлении творческих работников более чем много. Это ситуация, когда многие известные люди — писатели, поэты, журналисты — меньше заняты своим профильным творчеством, а больше нацелены на выбивание наград, привилегий и утопление конкурентов.
Госсекретари Казахстана глазами Ашимбаева — «качать права» или выживать
— К сожалению, это теневая сторона работы нашего идеологического блока, с которым приходится постоянно считаться. К ней, ко всему прочему, добавилась гигантская армия самопровозглашенных экспертов во всем и вся в лице так называемых «блогеров». Понятно, что здесь и финансовые вопросы периодически возникают по поводу информационного и социального заказа. Плюс есть министерства, не все готовые бегать по приказу Акорды. Поэтому работа Тажину предстоит достаточно большая и сложная.
Уже видно, что
пущен процесс по перезапуску общенациональной идеологии, под которую собирается новая команда,
выделяются новые бюджеты. Но пропагандистский алгоритм был сохранен, поскольку возник намного раньше всех нынешних концепций.
Юрию Андропову в свое время приписывали фразу «Мы не знаем общества, в котором живем». Хотя цитата не совсем корректная, но надо признать, весьма актуальная. Новый главный идеолог известен и как аналитик, и как социолог. Ему довольно хорошо известна ситуация с процессами, идущими в массовом сознании казахстанцев, то, что сейчас варится в этом котле и что с ней можно и нужно сделать. Это и есть головная боль Марата Тажина. Он, как представляется, достаточно последователен в своих взглядах по вопросам национального и государственного строительства, и может только у него есть видение этой самой модернизации общественного согласия. Другое дело, насколько само сознание готово хоть к какой-либо модернизации. Но это уже вопрос к государственному управлению в стране в целом.
Продолжение следует.