На днях в российскую Госдуму на обсуждение внесен проект закона «О правовом регулировании деятельности социальных сетей».
Название говорит само за себя — государство решило плотно взяться за сети, в первую очередь как средства интернет-коммуникаций.
Если поправки будут приняты, российским пользователям соцсетей в числе прочего придется забыть об анонимности
— поскольку предлагается ввести регистрацию только по паспорту. Есть и еще несколько нововведений, среди них запрет на пользование социальными сетями детьми до 14 лет. Среди наиболее обсуждаемых — статья, согласно которой запрещается информировать о несанкционированных собраниях, митингах и распространять информацию о несогласованных мероприятиях. В российской блогосфере многие уверены, что в этом и состоит главная цель предложенного законопроекта. Ввести его в действие планируется с 1 января 2018 года.
Казахстанское общество внимательно следит за происходящим у соседей хотя бы потому, что инициативы российской власти часто перенимает наша — и наоборот.
Абаев призвал СМИ не «рекламировать» суицидальные игры подростков
Экономический обозреватель Денис Кривошеев полагает, что
аналогичные инициативы по регулированию социальных сетей стоит ожидать и в Казахстане
Он напоминает, что не так давно у нас уже были попытки принять поправки в закон о СМИ, согласно которым в числе прочих граждане регистрировались бы по удостоверениям личности. Кривошеев назвал это «попыткой деанонимизации интернета».
— Тогда предлагаемая поправка не прошла — против нее выступило достаточно большое количество пользователей, считающих, что интернет имеет право на анонимность и в этом ничего страшного нет, — говорит он. — Но лично мне кажется, что
об этой инициативе не забыли окончательно, просто отложили ненадолго
И к вопросу вернутся под каким-нибудь благовидным предлогом, будь то группы типа «синего кита» или какие-то другие. Поставить под контроль соцсети будут пытаться, поскольку Интернет — единственное место, которое до сих пор не может контролировать любая власть, хоть наша, хоть американская. Сейчас практически ничего нельзя утаить, информация разлетается в считанные минуты, и это будут пытаться любыми способами ликвидировать.
При этом сам Кривошеев категорически против такового контроля. По его мнению, если у нас тоже начнут инициировать правовое регулирование работы соцсетей, то предлагаемые поправки «в первую очередь будут направлены против свободомыслия».
— Свобода является основной прогресса, в том числе и научно-технического. И особенно свобода мысли и свобода воли. Только быстрое распространение информации позволило ускориться научно-техническому прогрессу и очень не хочется, чтобы он останавливался, — говорит эксперт. — Мы видим из истории, что когда человечеству не мешают свободно мыслить, сразу начинается развитие, и наоборот, ограничения останавливают прогресс. В каменном веке жить невозможно.
В Казахстане детям могут запретить социальные сети
Политолог и общественный деятель Лайла Ахметова полагает, что «закручивать гайки» не следует. По ее мнению, нынешнее законодательство вполне справляется со своими задачами в этой сфере и не нуждается в изменениях.
— Я вообще демократ и противник всяких запретительных мер, в том числе и в интернете. Конечно, есть определенный контент, развития которого нельзя допустить — это суицидальные сообщества, распространение детской порнографии и тому подобное. Но в здесь необходимый контроль и так присутствует. Я вполне довольна нашими законами на сегодняшний день и не вижу необходимости каких-то изменений и дополнений, — говорит она.
Особое внимание Лайла Ахметова обращает на то, что «чаще всего регулирование означает новые запреты, а не разрешения».
Журналист Нурлан Махмудов согласен с мнением, что в наших реалиях любое упоминание со стороны властей о некоем «регулировании», тем более правовом, обществом воспринимается как очередная попытка ограничения прав в каких-либо сферах. В данном случае инициативы в обществе могут воспринять как атаку на свободу слова и средства массовой информации. По его мнению, хотя «разумное государство и должно беспокоиться об информационной защите, но во главу угла следует ставить права человека».
— Если государство что-то предлагает, то совсем необязательно, что изменения окажутся положительными
При начале регулирования чего-либо, конечно, могут быть несколько полезных предложений, но между ними втиснутся и вполне «реакционные». Так что подобные попытки скорее всего общество воспримет очень неприязненно. И это сегодня вполне нормальная реакция, — говорит он.
Журналист утверждает, что в случае инициации у нас законопроекта, подобного российскому, следует «разбираться по каждому отдельному предложению с обязательными дискуссиями в обществе, и приоритетом должны стать права человека и права личности».
Возмущенный Facebook помог отменить уголовную статью в Казахстане
Веб-издатель и по совместительству активный пользователь социальных сетей Джанибек Сулеев говорит, что практика правового регулирования социальных сетей со стороны государства в мире — далеко не новость.
— Государство — это во многом репрессивный бюрократический аппарат. В некоторых странах именно эта функция выпячена намного больше , чем другие функциональные обязанности. Не хочу сказать, что таковыми являются Россия или Казахстан, но в обеих странах ярко выражен курс на желание знать, о чем говорят граждане по мобильным телефонам, а также
чтобы в соцсетях люди поменьше давали волю своим чувствам, обидам и просто не трепались о больших людях, — утверждает он.
По мнению Сулеева, попытка регулирования в Казахстане может привести к прямо противоположному результату:
— Учитывая, особенно у нас в Казахстане, прежде всего неблагоприятный социальный фон, если в результате новшеств за треп в интернете тебя смогут оштрафовать и даже посадить в камеру, можно смело сказать – общественное мнение ожесточится против власть предержащих. Вполне возможно, что будут созданы некие «подпольные» соцсети и платформы, где активные граждане и блогеры, понятное дело, отнюдь не лояльные государству, спрятавшись за фейковыми никами, начнут «бомбить» власть. Одним словом, будут ловить, «казнить», но
пламя деструктивизма с точки зрения государства, в виртуальном мире возгорится с еще большей силой
Правда, Джанибек Сулеев оговаривается, что «у нас интернет-сообщество хоть и развивается, но совсем не семимильными шагами. Иными словами, класс креаклов мал».