Журналистка, начинавшая карьеру в Казахстане, опубликовала книгу «Столкновение» — о страшной авиакатастрофе и последовавшем за ней убийстве авиадиспетчера. О некоторых фактах, обнародованных Ксенией Каспари, не знал даже швейцарский суд.
1 июля 2002 года в небе над Боденским озером (Германия) столкнулись пассажирский Ту-54 и грузовой «Боинг». Погиб 71 человек, в том числе 52 ребенка.
Через полтора года потерявший в катастрофе жену и двух детей Виталий Калоев нашел и убил авиадиспетчера Петера Нильсена, отдававшего неправильные команды экипажу российского Ту-154. На суде Виталий Калоев утверждал, что ничего не помнит о произошедшем.
В Москве вышла в свет книга «Столкновение», рассказывающая об авиакатастрофе и рисующих совершенно новую картину последовавших за ней событий. Сам Виталий Калоев подробно рассказывает, как был убит Питер Нильсен и что послужило причиной его смерти. Представила книгу 18 апреля автор книги журналистка Ксения Каспари. Ранее она жила и работала в Казахстане, в 2004 году переехала в Москву, сейчас шеф-редактор на телеканале «Россия-1».
Ксения Каспари согласилась дать интервью порталу 365info и рассказать об истории создания «Столкновения».
— Почему вы решили писать книгу об истории Виталия Калоева? Чем эта тема для вас выделяется из миллиона остальных?
— Эта история очень пронзительная, противоречивая и неоднозначная. Я много читала и о самой катастрофе над Боденским озером, и о последующих событиях. Поняла, что осталось еще много неизвестного, и это не влезет ни в один хронометраж, не поместится ни на одну газетную полосу. Мне захотелось понять, почему Калоев решился на такой поступок, что происходило на самом деле?
Кыргызстанке, оскорбившей погибших в авиакатастрофе, грозит до 8 лет заключения
Поэтому когда Виталий Константинович вышел из тюрьмы, я его разыскала и предложила написать книгу. Сказала, что многие захотят с ним общаться, писать о нем. Предложила один раз удовлетворить любопытство и написать большую книгу, чтобы рассказать, что происходило на самом деле. Он согласился и я через какое-то время полетела к нему во Владикавказ.
В книге излагается совершенно другая версия убийства диспетчера — она заметно отличается от той, которая прозвучала на судебном процессе
и которую прежде озвучивали СМИ. Если помните, на суде Калоев говорил, что ничего не помнит. А правда на самом деле другая.
— Значит он все таки помнит все, что случилось в тот день?
— Да. Состояния аффекта, который признали в суде, у него на самом деле не было. Но при этом хладнокровными и запланированными его действия я бы не считала. Посттравматический синдром был тогда, да и сейчас он присутствует.
Виталий Калоев — не расчетливый убийца. Он просто пытался получить извинения. И если бы при той злополучной встрече он услышал нужные слова, ничего бы не произошло, я в этом не сомневаюсь. Об этом говорит и сам Виталий Константинович.
— Наверное, это не единственный шокирующий факт?
— Еще много такого, что придумать невозможно, отчего это еще больше поражает воображение. В цюрихском аэропорту, куда Виталий Константинович прилетел после катастрофы, он встретился с пастором Вальтером Майером — того попросили сопровождать Калоева к месту трагедии. Пастор провел с Виталием первые сутки на месте катастрофы, а потом помогал отправлять гробы на родину. Когда Майер проводил службу перед отправкой, вдруг обратил внимание на имена погибших и обнаружил, что дочь Калоева и его жену зовут одинаково — Диана. И день рождения у обеих седьмого марта. Старший сын пастора и единственный сын Калоева тоже носили одинаковые имена — Константин. Даже сам священник интерпретировал это как некий знак судьбы. И вся история изобилует подобными странными и шокирующими деталями. Светлана Калоева, вылетая к мужу, несколько дней не могла купить билеты, как вдруг организовался этот чартер.
Они едва не опоздали на тот злополучный рейс, потому что дочь Диана в аэропорту потерялась, ее пришлось искать
Самолет уже вырулил на взлетно-посадочную полосу, когда выяснилось, что не погрузили еду — за ней вернулись обратно.
Считанные минуты решали, быть трагедии или нет
Комитет гражданской авиации не соблюдает безопасность полетов — транспортный прокурор
Диспетчеру сорока секунд не хватило, чтобы самолеты развести, а эти минуты могли решить все. Вот такая злая ирония судьбы.
— Много ли времени ушло на подготовку книги?
К работе приступила очень давно — семь лет назад. Собрала материал, но потом из-за перемен в личной жизни и семейном статусе книгу пришлось отложить. Позже вернулась к работе, чтобы выпустить «Столкновение» в этом году — к пятнадцатилетию катастрофы, да и фильм по мотивам событий со Шварценеггером подстегнул издательство. Думаю, можно сказать, что непосредственно на работу ушло несколько лет.
Книга основана на воспоминаниях самого Виталия Константиновича, его близких, а также людей, которые ему помогали
Чтобы собрать весь материал, пришлось побывать во многих местах, встречаться со многими людьми и изучить кипу документов. Первый раз во Владикавказе пробыла неделю, все это время мы с Калоевым разговаривали. Потом летала к нему еще несколько раз. Была в Швейцарии, где он сидел в тюрьме и где проходил судебный процесс. Летала в Германию, где посетила само место катастрофы, общалась с очевидцами, встречалась с людьми, которые сопровождали его в первые дни после крушения. Все эти люди — и их достаточно много — фигурируют в книге. Разговаривала с теми, кто был рядом с Калоевым во время следственных действий, на судебном процессе. Встречалась с переводчиками, адвокатами. С прокурорами, правда, общалась только письменно, потому что от личной встречи они отказались.
— Делали ли на основе собранного материала какие-то журналистские материалы?
— Из того материала, что вошел в книгу, ранее я ничего не публиковала. Хотя о нем самом писала. Работала редактором на телевидении и готовила тексты для ведущих, которые они читали в эфире. Но в книге использован материал полностью эксклюзивный. Для меня эта история о жизни. О том, как важно ценить родных и близких людей, которые находятся рядом с нами. Все мы ходим под Богом и не знаем, что произойдет завтра.
Книга называется «Столкновение», но она не только о столкновении самолетов. В ней рассказывается о столкновении разных менталитетов и разного отношения к жизни. С одной стороны Виталий Калоев, человек, который измеряет жизнь, как и многие из нас, категориями моральными: хорошо-плохо, правильно-неправильно. А с другой стороны люди, которые измеряют категориями выгодно-невыгодно. Швейцарской диспетчерской компании «Скайгайд» было невыгодно извиняться, потому что это влекло большие финансовые потери. Они не приносили извинений, относились к родственникам не по-человечески. В конечном итоге случилось то, что случилось.
По сути, они и подтолкнули Калоева к тому поступку, который он совершил
И конечно же, книга о столкновении с самим собой. Виталию Константиновичу пришлось пройти очень много испытаний. Это тяжело, когда интеллигентный законопослушный человек вдруг переходит некую черту и совершает такой поступок. При этом понимает, что люди теперь начнут оценивать его именно по этому поступку.
Постоянная внутренняя борьба с собственным одиночеством, собственным отчаянием, мыслями о самоубийстве — это тоже столкновение. Поэтому собственно книга так и названа.