За первые три месяца 2017 года количество коррупционных нарушений увеличилось на 33% в сравнении с аналогичным периодом 2016 года.
Эти данные приводит комитет по правовой статистике и специальным учетам Генпрокуратуры РК. Кроме того, согласно данным ведомства, в 2016 году коррупционных преступлений было на 20% больше, чем в 2015 — 960 против 760. Можно предположить, что
к концу 2017 года количество коррупционных преступлений может на 50% превысить уровень 2015 года
Между тем, экономист Рустем Жансеитов предполагает, что статистический рост количества коррупционных преступлений напрямую связан с общим фоном усиления борьбы с коррупцией в государстве.
— Что скрывалось ранее, стали чаще регистрировать и осуждать.
Возможно, что в дальнейшем произойдет ещё большее увеличение коррупционных нарушений,
а после того как меры дадут о себе знать, прогнозируется постепенное снижение. Главное — усиливать борьбу на всех уровнях до полного искоренения, если конечно такое возможно, — отмечает он.
С ним солидарен и политолог Марат Шибутов.
— Это не коррупционеров больше стало, а их стали больше задерживать. В этом году агентство РК по противодействию коррупции начало более активно себя вести, и это дает нам право утверждать, что ситуация становится лучше, — говорит он.
Коррупция в Казахстане снижается — исследование
По словам политолога Данияра Ашимбаева, несмотря на количество арестов, раскрытие вопиющих фактов, рост числа уголовных дел, определенная категория людей, которые имеют отношение к коррупции, остается неприкасаемой. Общественность при этом в курсе, что эти люди живут на средства, добытые незаконным путем.
— Это касается и государственного, и квазигосударственного секторов, а также олигархов, имеющих отношение к денежным потокам. Понятно, что
есть большое количество фигур, причастность к коррупции которых доказать достаточно сложно,
особенно когда их махинации связаны с госзакупками, бюджетным распределением и так далее. Вместе с тем понятно, что активная работа финпола, органов нацбезопасности и прокуратуры ведется. А нарастающее число арестов, даже с учетом того, что реально крупные фигуры недоступны для рук следствия, говорит о том, что коррупция в Казахстане стала все более всеобъемлющей.
Фактически без коррупционных схем в том или ином варианте не обходится ни одна крупная сделка
Понятно, что какие бы громкие аресты ни проходили, остаются фигуры, которые хоть и должны быть в центре внимания, но туда не попадают. Да и сами правоохранительные органы часто фигурируют в коррупционных схемах, — утверждает он.
Такая картина, по мнению Ашимбаева, говорит о том, что борьбу с коррупцией государство проигрывает.
Коррупция — основная причина, почему казахстанец хочет покинуть страну
— Успехи немалые, но в то же время мы видим — коррупция настолько всеобъемлющая, что борьба с ней не поспевает за масштабами явления. Так что какие бы меры ни принимались, у нас слишком много дыр в законодательстве и в бюджетном процессе, поэтому некоторым фактам коррупции не дается политическая оценка. Взять даже уголовное дело по EXPO – детали не были озвучены, а тема была свернута после приговора.
Есть нацкомпании, которые вообще не проверяются — в первую очередь речь идет о компаниях, связанных с энергетикой
Также мы видим, что в новых, недавно созданных министерствах, например, в Министерстве оборонной и аэрокосмической промышленности и Министерстве по делам религии и гражданского общества уже пошли аресты, хотя им еще и года нет, — подмечает политолог.
Данияр Ашимбаев приводит в пример фразу из романа американского писателя времен холодной войны Тома Клэнси, которая звучит следующим образом:
В Советском Союзе принято бороться с отдельными недостатками, но не говорить о проблемах системы в целом
По его убеждению, в Казахстане сегодня сложилась похожая ситуация.
Коррупция в Казахстане — прямое наследие советской идеологии
— У нас абсолютно то же самое. Мы видим, что арестовываются и премьер-министры, и акимы, и руководители квазигосударственного сектора, но осознаем, что это не отдельно взятые случаи. Мы понимаем, что без определенной материальной стимуляции в нашей стране некоторые вещи не делаются. Все это говорит нам о том, что силовых методов в борьбе с коррупцией на данный момент недостаточно, — уверен политолог.
Денис Кривошеев также отмечает, что коррупция может быть лишь поводом в борьбе за места.
— У нас сегодня стало так много претендентов на разные места, что в стремлении занять то или иное в ход идут любые инструменты. А учитывая, что честных людей сегодня катастрофически мало, борьба с коррупцией стала главным инструментом в поединке за место под солнцем. Поэтому для растущего количества человеческой массы, желающей зарабатывать в условиях отсутствия возможностей для развития бизнеса, основным источником «выживания» становится государство, — заключает он.