Маулен Ашимбаев предложил подготовить специалистов по гибридным войнам в Казахстане.
Председатель комитета по международным делам, обороне и безопасности мажилиса рассказал в интервью sayasat.org, чем отличается этот вид конфликтов и насколько этот вопрос актуален.
— Что вы подразумевали, говоря про специалистов, которые будут вести гибридные войны? Есть ли в них нужда?
— Мы должны учитывать современные тактики военных действий. Но, конечно, нужно подчеркивать, что Казахстан – миролюбивая страна и мы ни с кем не собираемся воевать, у нас нет ни с кем противоречий. Если между странами есть какие-то проблемы, то мы стараемся, чтобы они решались политическим путем, путем диалога и нахождения общих точек.
Но в то же время мы должны укреплять свои вооруженные силы, потому что это гарант нашей безопасности, территориальной целостности и независимости. Надо иметь в виду особенности, как разворачиваются современные военные действия и что для них характерно. В этом аспекте важно внимательно смотреть на опыт Ирака, Афганистана, Украины, Сирии, особенно в той части, какие новые методы, способы и тактика используется.
В этой связи
на Западе распространена концепция гибридных войн, которая включает в себя усовершенствованную тактику, методы военных действий, использование кибер-инструментов, кибер-войск, информационных операций и других методов ведения боевых действий
Одним из важных моментов таких войн являются протестные группы населения.
С учетом этого мы должны иметь в виду все эти моменты и готовить соответствующие кадры, офицеров, которые бы знали методы и способы противодействий гибридным войнам, принимать меры по защите наших национальных интересов.
— На ваш взгляд, кто должен заниматься курированием этих вопросов? Специальный центр или минобороны?
— Я думаю, что подготовка к такого рода вызовам – это проблема межведомственная. Но в то же время минобороны должно играть в этом одну из ключевых ролей. Министерство обороны должно заниматься не только «классической войной», но в том числе и такого рода вызовами нашей безопасности. Соответственно должны быть аналитические центры, которые надо тоже укреплять, чтобы они работали тесно с военной разведкой.
Одним словом, надо проводить большую работу в министерстве обороны. Поэтому я поднял этот вопрос на правительственном часе. Министр доложил, что в рамках подготовки новой военной доктрины гибридным войнам уделяется большое значение. Какие-то вопросы предусмотрены новой военной доктриной — как Казахстан будет готовиться, на что мы будем делать акцент и др. После того как она будет принята, состоится ее рассмотрение на заседании Совбеза и подписание главой государства. Далее минобороны будет принимать планы по ее реализации.
— Есть ли возможности и потенциал в Казахстане?
— Они есть, но нам ещё предстоит усилить кадры, подготовить квалифицированных офицеров, молодежь, которую нужно отправлять в российские учебные заведения, западные военные заведения для получения опыта. Надо учиться у всех наших партнеров.
Кроме этого, эти вопросы надо обсуждать на международных встречах. Если Казахстан будет готовиться к прошлым войнам, то конечно, это будет говорить о том, что мы будем неадекватны в реагировании на современные угрозы и вызовы. Поэтому
надо готовиться не к прошлым войнам, а к реальным потенциальным вызовам
Поэтому в этом направлении нашему министерству обороны надо усилить работу в предстоящие годы.