Если Китай ради своего Нового года прекращает прием иностранцев, то почему бы и Казахстану не практиковать столь серьезное отношение к своим традициям?
Об этом пишет казахскоязычный портал Abai.kz. И это далеко не единственное предложение авторов идеи. Дословно:
«Прежде всего, нам нужно понять — Наурыз – национальный праздник казахов. Нам пора прекратить искать иные истоки этого праздника в истории, национальных традициях восточных народов или персов и отдавать свой национальный праздник на откуп другим народам.
Что общего у Масленицы и Наурыза?
Мудрый аксакал, известный ученый-этнограф, ныне покойный Жагда Бабалык в разговорах с нами всегда говорил об этом. В одной из бесед ученый-этнограф упоминал, что в 1970 году в архивах в Москве он случайно наткнулся на древнюю легенду, написанную арабской вязью. По словам ученого аксакала, легенда гласила, что корабль (ковчег) пророка Нух (Ной) в день весеннего равноденствия пристал к горе Казыгурт (местность в Южном Казахстане). И пророк Ной, спустившись со своего корабля, повелевал всем живым существам отмечать великий праздник — равноденствие дня и ночи, то есть начало еще одного цикла жизни.
Он всегда твердил, что это легенда недалека от истины, и перечислял интересные сведения в пользу этой версии. Гора Казыгурт тауы – земля казахов. Значит, если наши ученые тщательно займутся исследованием этой легенды, то могут выяснить, что у истоков Наурыза стояли именно казахи. Законными наследниками Наурыза, отмечаемого во многих странах мира, можем оказаться мы.
А если это так, то Наурыз, в отличие от других праздников, мы должны отмечать по-особенному.
Соседний Туркменистан 12 декабря отмечает не встречающийся в других странах и только им свойственный праздник «Бейтараптық күні» — «День нейтралитета». На этот праздник туркмены закрывают свои границы — ограничение действует с 7 по 13 декабря. И Узбекистан, который граничит с нами, на время праздника «Мустакилик байрамы» (праздник Независимости) также закрывает свои государственные границы. Китайцы, согласно своему летоисчислению празднующие Новый год в конце января, закрывают границы на целых две недели.
Аким Павлодарской области предложил перенести Наурыз
Почему? На наш взгляд, во-первых, таким шагом эти народы демонстрируют уважение к своим национальным праздникам.
Во-вторых, в рамках этих праздников, они получают возможность пропагандировать внутри своего государства национальные ценности и развивать национальные традиции.
В-третьих, названные государства во время таких праздников национальный патриотизм и духовное обновление нации ставят выше внешних политических отношений.
Если и мы закроем государственные границы и на протяжении 9 дней будем праздновать свой Новый год, то помимо этих трех перечисленных вещей добъемся и других достижений.
Например, мы часто с обидой говорим, что «Наурыз всегда остается в тени Нового года, который отмечается в январе». Вот если бы мы, закрыв границы, все как один, отмечали бы Наурыз, то в пух и прах разгромили бы это мнение.
Кроме того, призадумались бы и наши чиновники, богатеи-меценаты, любящие на все праздники приглашать зарубежных звезд. Глядишь, и они начали бы по другому относиться к собственной культуре, традициям, проявляя заботу об их развитии и совершенствовании.
Кайрат Нуртас стал символом Наурыза
А толстосумы-любители отдыха за рубежом, посетив туристические центры своей страны, поняли бы, что и здесь есть места, ничем не уступающие заграничным достопримечательностям. Иностранцы, прибывшие в нашу страну в канун праздника, стали бы с уважением относиться к национальному празднику казахов, культуре и традициям.
Если докажем, что этот праздник, который отмечают многие народы, изначально принадлежит нам, казахам,
то останемся в истории первым государством, закрывающим в честь Наурыза свои границы
Если обратиться к вопросу, почему Наурыз нужно отмечать девять дней, то ответ найдем в казахском фольклоре. Казахи всегда с нетерпением ждали прихода этого праздника — он открывал новый цикл жизни и дарил новые возможности. Описывая какой-то праздник, наши предки говорили «отыз күн ойын, қырық күн тойын тойлапты» (тридцать дней продолжались игры, сорок дней празднества).
Однако сегодня на дворе другие времена, рыночная экономика не позволяет предаваться безудержному веселью. Поэтому предлагаем видоизменить это устойчивое словосочетание в соответствии с велением времени — «он күн ойын, тоғыз күн тойын» — «десять дней играть — девять дней праздновать».
Диктаторская политика Советского Союза в 1926 году наложила табу на празднование Наурыза, увидев в нем пережитки ислама. Однако в 1988 году представители казахской интеллигенции обратились к первому секретарю ЦК Компартии Казахстана Геннадию Колбину с предложением возродить Наурыз. Попытка увенчалась успехом — Наурыз возродился, страна стала широко отмечать этот праздник.
Примечательно, что на заседании бюро ЦК Компартии Казахстана предложение национальной интеллигенции поддержали только два члена.
Первым был Нурсултан Назарбаев, на тот момент председатель Совета Министров республики, вторым — Узбекали Жанибеков, секретарь по идеологии ЦК Компартии Казахстана
Сегодня, продолжая их традиции, мы должны поднять празднование Наурыза на новую высоту».