Скандальный вопрос о Ермеке Турсунове и Баян Есентаевой был придуман в рамках пробного тестирования. В настоящий момент задание удалено из базы пробных тестовых заданий, сообщили в Национальном Центре Тестирования.
Что связывает Баян Есентаеву и Единое национальное тестирование?
Как пояснили в ведомстве, в задании теста не было вопроса про Баян Есентаеву и Нуртаса Адамбаева. Полное задание включало отрывок из интервью Ермека Турсунова об отечественном кино, которое было взято из открытых источников. В нем режиссер якобы критично отозвался о фильмах Баян Есентаевой и Нуртаса Адамбаева. Соответственно, в одном из неверных вариантов ответов к данному заданию упоминаются их фамилии.
— Данное направление называется «читательская грамотность», оно встречается в международной практике
Тексты заданий для пробных тестирований могут быть отобраны из газет, журналов, научных публикаций или художественных произведений. Ниже к текстам идут вопросы. Это делается для проверки навыков понимания учениками прочитанного и умения использовать информацию в рамках поставленных задач. Для абитуриентов важно научиться размышлять, анализировать, сопоставлять факты, делать выводы, ведь завтра им придется столкнуться с более сложными текстами в университетах, — говорит представитель центра, отмечая, что в отобранном тексте не затрагивался вопрос чьей-либо личной жизни, а отражалось только мнение режиссера о развитии казахстанского кинематографа.
В сети же, по его словам, были отдельно сфотографированы и опубликованы варианты ответов без самого вопроса, что ввело общественность в заблуждение и вызвало шумиху.
— Просто увидели фамилию Есентаева и решили заострить на этом внимание, заработать лайки в фэйсбуке. Ведь ЕНТ — такая больная тема! К тому же данное задание было в рамках пробного тестирования в казахскоязычных вопросниках, на самом ЕНТ этого вопроса не будет. Он и сейчас уже удален из базы пробных тестовых заданий, — поясняют в центре тестирования.
И тем не менее фамилии Есентаевой, Адамбаева, Турсунова все-таки попали в тестирование — пусть даже в таком виде. Ирина Смирнова, депутат мажилиса, считает, что подобные вопросы не должны попадать в ЕНТ, так как, по ее мнению, упомянутые люди — фигуры весьма неоднозначные.
— У нас есть замечательные современники, о которых можно задавать вопросы. Это художники, композиторы, космонавты или наши спортсмены, занявшие призовые места, у которых в крови не оказалось допинга. Желательно, чтобы дети знали этих людей, — уверяет мажилисвумен. Смирнова подчеркивает, что упомянутые люди должны быть примером не только в общественной, но и в семейной жизни, а упоминание скандальных личностей, по ее убеждению, вовсе необязательно.
— Я не думаю, что вопрос с упоминанием Баян Есентаевой так важен для формирования правильной жизненной позиции у наших детей,
потому что там масса неоднозначных моментов. И конечно каждый составленный вопрос требует тщательной проработки.
С ней солидарна и психолог Ирина Волкова:
— Считаю такой подход к составлению вопросов неэтичным. Если правительство хочет развивать в детях нравственность, не нужно в тесты добавлять наших современников: для этого существуют примеры из литературы, казахской и русской. На этих примерах можно доносить до детей какие-то истины.
То же время Ирина Смирнова считает, что добавление в ЕНТ вопросов для проверки кругозора абитуриента является шагом вполне объяснимым и логичным. Однако депутат подчеркивает, что в этом случае с данными вопросами ученики должны сталкиваться в процессе обучения.
— Составление тестов — это весьма сложный процесс, к которому нужно подходить подготовленным
Люди, занимающиеся этим, должны быть не просто учителями, а специалистами по составлению тестов. Сегодня отбор составленных вопросов проводится согласно заданным требованиям. И вот мне хотелось бы знать: люди, находящиеся в комиссии по составлению вопросов, прошли ли они необходимые тренинги, знакомы ли со стандартами составления вопросов? Причем общественность поднимала этот вопрос неоднократно, — заключает Смирнова.