Политический климат Турции кажется безнадежно испорчен. Приближающийся референдум толкает оппозицию на обострение, но на этом пути Эрдоган на шаг впереди своих оппонентов.
Совсем недавно в стамбульском районе Бешикташ дюжина полицейских наблюдала за отправкой чартерного парома на Босфор. Его пассажиры направлялись на мероприятие против конституционного референдума (о внесении изменений и дополнений в турецкую конституцию), который состоится в Турции 16 апреля. При входе на паром организаторы акции установили досмотр всех желавших принять участие, так как опасались полицейских агентов и тех, кто будет голосовать «за». От лица организационного комитета выступал левацкий молодежный лидер Юсуф Алып. Он кричал в толпу, что референдум не будет честным и следовало бы активнее воодушевлять народ на голосование против. В отсутствие официального разрешения на проведения протестной акции на суше, организаторы воспользовались помощью одного из своих друзей, который предоставил им свой паром. Акция продлилась три часа, в завершение участники проголосовали «нет» и разошлись по домам.
Эрдоган и кемалисты: странный альянс ради сохранения Турции
Нам трудно судить о точном количестве участников этой акции. Либеральные СМИ пишут о «сотнях участников под контролем дюжины полицейских». Некоторые написали про их незначительное количество, есть и те, кто все это проигнорировал.
Но все же существуют и кое-какие цифры. Данные опросов населения Турции двумя старейшими турецкими фирмами — Metropoll и A&G — показали, что противники реформ отстают от сторонников конституционных изменений меньше, чем на 5%. Тем не менее, противники реформ верят, что имеют серьезные шансы склонить в свою пользу значительную часть голосующего контингента.
Конституционные изменения дадут Реджепу Тайыпу Эрдогану возможность переизбираться на два дополнительных срока правления по пять лет. Текущий срок истекает в 2019 году.
Также будет упразднен аппарат премьер-министра, ответственность за назначения будет переложена на президента Турции. Необходимость получения согласия парламента на назначения министров президентом будет отменена. Президент будет наделен правом единолично распускать парламент. Единолично своими актами и указами устанавливать законы и что за ними следует, при условии, что новшества не будут бить по индивидуальным правам, которые уже предусмотрены в Конституции. Судьи будут также назначаться президентом.
https://365info.kz/2017/02/zakulisnaya-chast-peregovorov-erdogana-i-trampa/
К этому Турция постепенно шла с 2003 по 2014 гг., когда Эрдоган был премьер-министром. Резкий рывок был сделан в 2014 г., когда он стал президентом. Эрдоган всегда и везде очень последовательно продвигал свою доктрину кардинально новой Конституции как отражения истинно народной воли. Парламент Турции он неоднократно называл «дисфункциональным», следовательно, чтобы решить проблемы, связанные с ним, власть надо сконцентрировать в одних руках.
Когда в 2013 г. началась вырубка парка Гези в Стамбуле, на протест вышла светская оппозиция, которую жестко подавили. Некоторым турко-американским журналистам оппозиционеры сообщили якобы об отстреле лидеров протестующих. После этого сложилось убеждение, что Эрдогану нужны конституционные изменения, чтобы легализовать террор.
После протестов в Парке Гези Эрдоган сумел сократить протестный потенциал в первую очередь в системе юстиции, где присутствовало много критиков его политического курса. Далее последовали процессы против некоторых журналистов. В мае 2016 г. был смещен с поста премьер-министра Ахмет Давутоглу. С того времени всеми заседаниями и совещаниями правительства и Совбеза Турции руководит лично сам Эрдоган. Бинали Йылдырым, сменивший
Давутоглу сказал, что Турции необходимо легализовать то, что случилось де-факто – президентскую форму правления
Сторонники Эрдогана в своих аргументах в пользу президента ссылаются на турбулентные 90-е гг. 20-го века, пиком которых стал военный переворот в 1997 году. Тогда с поста премьер-министра был смещен Нечметтин Эрбакан – фактический прародитель и вдохновитель современной Партии справедливости и развития Эрдогана. В числе инициатив Эрбакана было снятие запрета носить женщинам одеяния, предусмотренные Исламом, в общественных местах.
Прозападная армия Турции обвинила его в излишнем исламизме. Тогда Эрдоган был в числе тех, кого посадили в тюрьму. Это не помешало последователям Нечметтина Эрбакана перегруппироваться в Партию справедливости и развития и выиграть со значительным отрывом парламентские выборы 2002 года. В 2008 г. тогда еще либеральные суды Турции пытались запретить Партию за нарушение светской Конституции. Запрет на ношение одеяния, предусмотренного шариатом, был снят только в 2013 г. – это дало сторонникам Эрдогана ощущение, что система юстиции Турции оказалась в руках исключительно светски настроенных людей, презиравших народные устремления.
Эрдоган пообещал мстить «фашистским» Нидерландам
Некоторым политическим силам в Турции такие предположения кажутся абсурдом. Темель Карамоллаоглы – лидер небольшой, но влиятельной исламистской партии «Саадет», считающей себя истинным носителем идеологии Эрбакана, говорит, что предположения о контроле светских заговорщиков над турецкими органами юстиции смешны:
«Партия справедливости и развития и так делает что хочет, причин вводить эти изменения и дополнения нет», — говорит г-н Карамоллаоглы.
Партия «Саадет» разошлась с Эрдоганом, когда он в качестве своей внешнеполитической цели обозначил вступление в Евросоюз, чем привлек активную и массовую поддержку либералов. Сегодня Эрдоган обвиняет «Саадет» в близости к Республиканско-народной партии Турции, которая протестует против планируемых Эрдоганом конституционных изменений и дополнений. На это Карамоллаоглы возражает:
«Мы не часто с глазу на глаз общаемся с Республиканско-народной партией, но в данном случае мы на одной стороне. Конституция ведь не просто закон – это еще социальный контракт, который требует большего, чем одобрение большинства».
Единственный союзник партии Эрдогана в турецком парламенте – Партия националистического движения — пережила мини-раскол. В январе лидер Девлет Бахчели объявил о том, что поддержит изменения и дополнения. Через несколько часов об уходе из партии заявил его первый заместитель Атила Кайя:
Мои националистические убеждения и понимание турецкого национализма приказывают моему сознанию сказать «нет»
Потом последовала волна уходов других лидеров этой партии.
Зачем Эрдоган приехал в Узбекистан
Как всегда, опасения светской прослойки Турции по поводу грядущего усиления давления добавил сам Эрдоган. Он по-византийски безжалостно намекнул:
«Кто говорит «нет реформам»? Рабочая партия Курдистана говорит нет»
С этими словами Эрдоган обратился к ревущей от восторга народной массе. И продолжил:
«Кто говорит «нет»? Те, кто хотели бы раздробить и поглотить нашу страну. Кто говорит «нет»? Те, кто бросил вызов нашему флагу».
Так он приравнял светскую и правую оппозицию к тем, против кого бросил войска – вооруженных курдов и группировки ДАИШ.
Абдулла Гюль и Ахмет Давутоглу, бывшие президент и премьер Турции, а также люди, внесшие значительные вклады в создание Партии справедливости и развития, не появляются на мероприятиях в поддержку конституционных изменений. В прошлом они критиковали Эрдогана за авторитарность. Сегодня определенная часть консервативного турецкого электората надеется, что эти две фигуры создадут свою новую партию.
Провал путча против Эрдогана как победа уличной гибридной войны
Тем временем, журнал Foreignaffairs составил подобие резюме антисветских действий Эрдогана и его режима в рамках чрезвычайного положения, введенного в стране после сорвавшегося путча:
Потрепана оказалась и Народно-демократическая партия Турции, левое политическое формирование, защищающее права меньшинств. Во время светского переворота в Турции в 1997 г. светское ополчение страны произвело тысячи арестов членов этой партии за то, что те защищали права женщин-мусульманок, желавших одеваться так, как им надо по шариату, в то время как в стране действовал знаменитый, введенный еще Ататюрком 100 лет назад, запрет на ношение хиджабов. Тогда эта партия и Эрдоган были на одной стороне баррикад. Сегодня, если верить некоторым СМИ, арестовано до 5000 ее членов. В чем же причина? А в том, что курды, требующие независимости, для этой партии тоже подавляемое меньшинство. СМИ сообщают, что правящий режим применил все возможности своего бюрократического аппарата, чтобы принизить или распустить 80% районных органов управления Турции, замеченных в прокурдских настроениях.
Сегодня в Турции рассыпается альянс консерваторов и националистов, на плечах которого Эрдоган идет к своей имперской цели с 2002 года. Оппозиция еще достаточно сильна, чтобы не дать ход изменениям и дополнениям в Конституцию. Но у Эрдогана есть другие варианты. Например, перенос референдума на более поздний срок. Или новые выборы, в процессе которых правящая партия может выиграть две трети мест в парламенте. Тогда референдум не понадобится вообще.-