В мае 2014 года, когда Ерик Султанов был назначен акимом Северо-Казахстанской области, она представляла депрессивный регион. Бедное и постоянно убывающее население, неразвитый бизнес и наименьшие поступления в бюджет среди всех областей Казахстана. К марту 2017 года, когда Ерик Султанов покинул пост акима Северо-Казахстанской области, в ней… ничего не изменилось.
Этот факт, пожалуй, в значительной степени отражает эффективность работы администрации региона в последние 3 года. Найти пути развития, повысить уровень благосостояния граждан, оказать поддержку бизнесу и сельскому хозяйству Ерику Султанову и его подопечным так и не удалось.
Большинство статистических показателей, характеризующих социально-экономическое развитие в регионе, либо остались на уровне 2014 года, либо росли пропорционально республиканскому уровню. Например, доля Северо-Казахстанской области в республиканском объеме промышленной продукции за 3 года увеличилась с 0,9% до 1% (хотя справедливости ради стоит отметить, что в денежном выражении он вырос на 20%).
Немного улучшилась ситуация с сельским хозяйством, однако и тут она сильно коррелирует с республиканскими показателями. Так, доля региона в производстве мяса в 2014 году была 5,7%, в 2016 – 5,4%, молока – 9,4 и 9,9% соответственно, яиц – 12,7% и 12,2%. Для региона, состоящего исключительно из сельских округов и имеющего под боком российский рынок сбыта, было бы логичным развивать это направление. Реально же производительность росла ровно настолько, чтобы не выбиваться из среднереспубликанских показателей.
Секреты экс-акима Кулагина: ставка на привычку
Еще одна проблема, которая так и осталась нерешенной – уход бизнеса. В период с 2014 по 2016 годы количество активных субъектов малого и среднего предпринимательства в Северо-Казахстанской области сократилось почти на четверть – это худший показатель среди всех регионов Казахстана. Тенденция продолжается: в феврале 2017 года количество зарегистрированных субъектов МСП по сравнению с аналогичным периодом 2016 года снизилось на 14,9% при среднереспубликанском показателе в 5,9%.
Неудивительно, что численность сотрудников крупных и средних предприятий здесь самая маленькая в Казахстане. Когда Ерик Султанов только был назначен акимом области, штат подобных компаний составлял 110,9 тысяч человек, то есть почти 20% населения.
За время его руководства количество сотрудников снизилось на треть
За 3 года в регионе снизилось количество активных субъектов предпринимательства, уменьшилась занятость на основных предприятиях, но к чести руководства региона, вопросы трудоустройства удалось решать. Почти 4000 человек получили новые места работы с 2014 по февраль 2017 года. Для сравнения: на учете в органах занятости региона в качестве безработных состоит 1672 человека.
Однако уровень зарплаты жителей области оставляет желать лучшего: в среднем он составляет 104,3 тысячи тенге – это лишь 67,5% от среднереспубликанского уровня! Хуже дела обстоят лишь в одном регионе Казахстана.
Абдибеков в цифрах. Как проявил себя бывший аким Карагандинской области
Получая едва ли не меньше всех, жители региона и тратят на товары и услуги не так много, как среднестатистический житель Казахстана
Величина прожиточного минимума тут составляет 90,5% от республиканского. Разрыв, правда, не такой большой, как в случае с зарплатой. Во многом он образовался благодаря тому, что Султанову практически все время удавалось держать инфляцию ниже официального уровня.
В заслуги теперь уже бывшему главе региона также следует отнести увеличение инвестиций в основной капитал (только в 2015 году темпы инвестирования в 7,7 раз превысили среднереспубликанский показатель), а также увеличение ввода в эксплуатацию жилых зданий.
По последнему показателю регион, правда, остается худшим в республике, что неудивительно: из области уходит не только бизнес, но и люди.
Северо-Казахстанская область остается единственным регионом Казахстана с естественной убылью, которая к тому же постоянно нарастает
В 2016 году число жителей области снизилось почти на 8 тысяч человек (всего проживает около 569 тысяч).
Нефтезависимый. Что оставил после себя аким Алик Айдарбаев?
Эта проблема остается нерешенной уже который год и команде Ерика Султанова не удалось хоть как-то улучшить ситуацию. Северо-Казахстанская область не выглядит приемлемым вариантом для проживания в сравнении с расположенными рядом более развитыми регионами Казахстана и России. И чем дальше, тем этот разрыв становится больше. И искать пути выхода из этой ситуации теперь предстоит новому акиму региона.