На фоне крупной задолженности Узбекистана перед «Лукойлом», возобновление продажи нефти увеличивает экономические риски для России.
После 6-летнего перерыва Россия вновь начнет экспортировать нефть в Узбекистан. «КазМунайГаз» в этом случае готов рассмотреть возможность транзита российской нефти через территорию Казахстана, сообщил на днях в кулуарах казахстанско-узбекских переговоров министр энергетики Канат Бозумбаев. Правда, глава ведомства сразу отметил, что трубопровод в Узбекистан законсервирован, поэтому перевозить нефть будет возможно только через нефтеналивную эстакаду.
Технические проблемы вкупе с неудачным опытом «Лукойла» в Узбекистане могут обернуться экономически нерентабельным проектом для российской стороны,
прогнозируют казахстанские эксперты. Единственным плюсом этой идеи может стать лишь политический бонус Кремля перед Аксараем, который, возможно, растопит лед эпохи Ислама Каримова по отношению к России.
По словам экономиста Жараса Ахметова, возвращение российской нефти на узбекский рынок в первую очередь связано с экономической политикой нового президента Шавката Мирзиеева. Однако новый курс не исключает возможность возникновения старых проблем.
– Нефтяных месторождений в Узбекистане много, но они все старые и истощенные, – говорит экономист Жарас Ахметов. – Насколько я помню, Узбекистан покрывает лишь 40% потребностей двух своих НПЗ в Фергане и Бухаре. На самом деле, это (транзит российской нефти через Казахстан – прим. автора) старая система, которой больше 40 лет. Нефтепровод идет от Омска через Павлодар, через Шымкент до Бухары и заканчивается в Туркмении. Здесь много технических проблем, но они должны решаться в рабочем порядке. Проблемы между Узбекистаном и российскими поставщиками нефти существуют давно.
У Узбекистана были большие долги перед «Лукойлом» и страна не смогла по ним расплатиться
Именно поэтому в 2011 году прекратились поставки российской нефти. Сейчас, очевидно, новый президент обещал российским нефтяным компаниям, что больше таких проблем не будет, чтобы они возобновили поставки.
С мнением Жараса Ахметова не согласен экономист Айдархан Кусаинов. Эксперт не считает, что возобновление поставок российской нефти принесет выгоду, в первую очередь для самой России.
– Под этим жестом, вполне вероятно, имеются экономические интересы. – говорит экономист Айдархан Кусаинов. –
Но как любой нефтяной вопрос, возобновление поставок российской нефти в Узбекистан очень сильно окрашен в политические краски
Конечно, если развивать сотрудничество будет желанием обеих стран – идея заработает, но исключать того, что ничего не получится именно по экономическим причинам тоже нельзя. Этот транзит не такой простой. Когда нет прямой трубы для поставок нефти – идея всегда рискованная. Есть большие сомнения в технической возможности транзита российской нефти по трубопроводам в Узбекистан.
Оба экономиста сходятся в одном – от возобновления поставок российской нефти в Узбекистан основную выгоду получит Казахстан.
В 2011 году из-за неплатежеспособности узбекской стороны наравне с «Лукойлом» пострадали и казахстанские нефтяные компании
Однако в этот раз Казахстан минимизирует свое присутствие в проекте, а вместе с тем и риски, но при этом продолжит получать выплаты за транзит.
– Казахстан в свое время тоже поставлял большой объем нефти в Узбекистан, пока не столкнулся с проблемой неоплаченных платежей, как и российские поставщики. На этом деле многие прогорели 6 лет назад, – говорит экономист Жарас Ахметов. – Но на этот раз ситуация иная. Мы экспортируем транзитом через Россию по системе «Транснефти» примерно 20-22 млн тонн нефти в год. Поэтому Казахстан может работать с Россией только на взаимовыгодных основах по взаимному транзиту нефти. Если российские компании будут осуществлять транзит нефти в Узбекистан, то мы договариваемся о транзите казахстанской нефти через территорию России в первую очередь на порт Прибалтики.
Экономист Айдархан Кусаинов отмечает, что несмотря на сложность организации самого транзита, предоставление такого права России по конкурентоспособным тарифам пополнит казахстанскую казну.
– Транзит выгоден всегда и всем. Не бывает невыгодного транзита. Понятно, что идет много споров относительно транзита российской нефти в Узбекистан.
Если покупатель и продавец, в данном случае Россия и Узбекистан, договариваются и схема срабатывает, для транзитера (Казахстана – прим. автора) никаких рисков нет
Если Россия и Узбекистан найдут взаимоприемлемые цены, то Казахстан с удовольствием рассмотрит вариант транзита по разумным тарифам. В убыток себе никто не будет работать, в этом плане транзитер в более выгодной позиции, чем продавец и покупатель нефти.
В Узбекистане действует программа развития нефтегазовой отрасли до 2019 года. Однако стоит отметить, что добыча нефти, как и запасы в стране, сокращается. С 8,1 млн тонн жидких углеводородов в 1999 году объемы добычи сократились до 3 млн в 2013 году. При этом на долю нефти приходится всего 50% от общего количества. Зависимость Узбекистана от импорта нефти и нефтепродуктов возрастает по отношению к Казахстану, России и Туркменистану.