Свой первый государственный визит президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев совершил в Туркменистан, а не в Астану, Москву или Пекин.
Почему узбекистанский лидер в первую очередь отправился в Ашхабад и о чем он беседовал с Гурбангулы Бердымухамедовым, рассказывается в материале портала Sputnik Узбекистан.
Первые подробности визита стали известны заранее — 2 марта правительственная делегация из Ташкента во главе с министром внешних экономических связей, инвестиций и торговли Элёром Маниевым прибыла в Ашхабад. Тогда, помимо текущих вопросов, стороны обсудили и грядущий визит Шавката Мирзиёева. Такие же переговоры недавно велись и с российской правительственной делегацией в Ташкенте. Но визит в Россию, как оказалось, не станет первым, а состоится только в апреле.
Программа поездки в Ашхабад оказалась насыщенной: лидеры стран обменялись мнениями по вопросам внешней политики и поговорили о состоянии двусторонних отношений.
По итогам переговоров Мирзиёев и Бердымухаммедов подписали четыре соглашения: договор об экономическом сотрудничестве, меморандум о дальнейшем развитии сотрудничества в области железных дорог, межправительственную программу сотрудничества в культурно-гуманитарной сфере и программу сотрудничества между внешнеполитическими ведомствами двух стран.
Но на этом церемония подписания не окончилась — после подписания документов на уровне глав государств, свои договора заключили Дашогузский велаят и Хорезмская область, Лебапский велаят и Бухарская область.
Также успели договориться о сотрудничестве и предприятия — как сообщают туркменские СМИ, договоры с узбекистанскими компаниями подписало министерство железнодорожного транспорта, сельского и водного хозяйства Туркменистана и госконцерн «Туркменхимия».
По мнению директора аналитического центра Института международных исследований МГИМО Андрея Казанцева, такой выбор места для первой зарубежной поездки Мирзиёева неслучаен.
— Тут важно, что это не Пекин и не Москва, а Центральная Азия. Долгое время в Ташкенте выбирали между первым местом визита — был выбор ехать либо в Казахстан, либо в Туркменистан, — отметил эксперт
Во-первых, Мирзиёев выполнял собственные предвыборные обещания. Тогда еще кандидат в президенты заверил, что в первую очередь он планирует наладить отношения с соседями. Вторая причина — стремление Ташкента дистанцироваться от новой «Большой игры» в Центральной Азии.
— Ташкент пытается не приблизиться слишком сильно к одной из великих держав — США, Китаю или России. Таким образом, делается ставка на развитие отношений, в первую очередь, с соседями, — пояснил Казанцев.
Таким образом, Мирзиёев сразу решает две проблемы — и налаживает отношения с соседями, и не показывает предпочтений в отношениях с крупными странами. К тому же, как объясняет Казанцев, у Узбекистана накопились проблемы в отношениях с соседями — как с Таджикистаном, так и с Туркменистаном, и эти проблемы нужно решать.
Следующий международный визит Шавката Мирзиёева состоится также в марте — глава республики отправится в другую соседнюю страну — в Казахстан. Официальный визит президента Узбекистана в Москву состоится в начале апреля этого года. С этим, отчасти, и было связано отсутствие Ташкента в графике недавнего турне Владимира Путина по странам ЦА.