«КазМунайГаз» продает свое предприятие в Румынии — топливную компанию Rompetrol — частным китайским инвесторам. Но эксперты говорят, что сделка невыгодна для покупателей.
Rompetrol — один из крупных поставщиков топлива в Европе. Компания занимается нефтепереработкой в 12 странах мира и на 100 % принадлежит компании KazMunayGas International. В 2007 году Казахстан приобрел 75% акций нефтяной организации у правительства Румынии, остальные 25% «КазМунайГаз» выкупил у частного акционера. Теперь, спустя 9 лет, казахстанская сторона продает большую часть своих активов в Юго-Восточной Европе.
Сделка по продаже проходит на фоне скандала с заморозкой активов Rompetrol в Бухаресте. Соглашение по продаже контрольной доли Rompetrol эксперты называют неприбыльным для самой национальной нефтегазовой компании Казахстана. Из-за многолетних нерентабельных вложений
деньги от продажи двух нефтеперерабатывающих заводов и сети АЗС в Европе не покроют долги «КазМунайГаз»
«Продажа доли KMG International окажет нейтральное влияние на кредитоспособность организации», – подтверждают недавние заключения международного рейтингового агентства Fitch.
В 2016 году прокуратура Румынии наложила арест на один из нефтеперерабатывающих заводов Rompetrol и заморозила активы стоимостью больше 2,1 млрд долларов. Причина – скандальное дело против 14 румынских бизнесменов и чиновников, которых обвиняли в создании преступной группировки во времена приватизации Rompetrol в 1998 году. Представители «КазМунайГаз» заявляют, что компания не была проинформирована о расследовании в 2007 году, когда приобретала акции румынского нефтяного оператора. Стоит отметить, что этот спор не помешал «КазМунайГаз» заключить соглашение с китайской CEFC и начать процесс продажи активов. Финализация сделки планируется на июль 2017-го, однако экспертное сообщество уже говорит об очевидной нерентабельности казахстанского нефтяного предприятия в Румынии. По мнению экономиста Жараса Ахметова, в этом случае
китайские покупатели рискуют повторить ошибку казахстанских коллег
– Судебный скандал с румынскими властями длится уже год, существовал он и в момент покупки. Честно говоря, странный случай, при проверке и заключении сделки никто на это не обратил внимания, – говорит экономист Жарас Ахметов. – Rompetrol, несмотря на все НПЗ, все сети заправок, которые существуют не только в Румынии, но и по всему ЕС, оказался проблемным активом для «КазМунайГаз». Он остался убыточным, так и не смогли наладить его работу. Rompetrol забирал все соки из «КазМунайГаз», поэтому лучше избавляться от такого актива. Я не знаю, из каких соображении они исходят (китайская энергетическая компания, купившая 51% акции Rompetrol – прим. авт.), зачем они так делают и насколько им это выгодно. Все зависит от того, какой подход в управлении этими активами будет у китайцев. Может быть эта компания из Китайской Республики найдет такие пути управления, что Rompetrol вдруг станет выгодным вложением для них. Для «КазМунайГаз» по крайней мере этот проект был невыгодным.
По словам экономиста Магбата Спанова, ощутимой выгоды от продажи Rompetrol для Казахстана не будет. Главная причина убыточности румынского проекта – неудачная политика управления, уверен эксперт.
– Это проблемный актив изначально вызвал много вопросов при покупке. Предполагалось, что эта компания послужит открытой дверью для вхождения на европейский рынок, но к сожалению, не получилось, – говорит экономист Магбат Спанов.
– Были ошибки в менеджменте, связанные с тем, что бывший владелец этой компании остался руководителем
Были и другие упущения. Проект не был до конца продуман. К тому же, вообще не понятно, как «КазМунайГаз» управлялся, что стал убыточным. Даже при себестоимости нефти в 10-15 долларов за баррель мы никогда не продавали по такой цене даже в 90-х годах. Все равно компания накопила очень много долгов. Это все связано с менеджментом, с управлением.
В отличие от Жараса Ахметова, экономист Спанов отчетливо видит интересы китайской компании в приобретении казахстанского нефтяного оператора в Румынии. Rompetrol – невыгодный, но перспективный проект для китайцев, говорит Магбат Спанов. Однако эксперт не исключает, что риски и для них очень высоки.
– У китайцев сейчас очень много долларов, которые необходимо использовать. У них достаточно этой валюты, поэтому они прокидывают свои сети по всему миру, – говорит Магбат Спанов. – Не надо думать, что их интересует только Казахстан — их интересует весь мир. Китайцы сейчас по всему миру вкладывают деньги в нефтегазовый сектор, скупают месторождения. Но, с другой стороны, надо учитывать и то, что все-таки европейское законодательство – оно очень сложное, и не факт, что они смогут все задуманное реализовать. Но китайские компании очень жестко подходят к вопросу управления, и я верю, что у них все получится. К тому же у Казахстана нет свободных инвестиций, а у китайцев есть. Вопрос в том, что мы очень плохо получаем прибыль, но всегда очень охотно ее тратим. Это один из примеров, когда мы вкладывали деньги в непросчитанные варианты.
Отметим, что итог казахстанско-китайского соглашения зависит от нескольких условий, в том числе и от одобрения правительства Румынии.