Властям предстоит долгая работа, чтобы снизить недовольство в обществе, считают политологи.
Выступления и митинги, прошедшие на минувших выходных во многих российских городах, заставляют серьезно задуматься — чего ждать Казахстану? Эксперты сходятся во мнении, что и в нашей стране протестный потенциал есть. Чтобы избежать российского сценария, требуются перемены.
Директор группы оценки рисков Досым Сатпаев способ снижения протестных настроений видит в политическом реформировании. По его мнению, демократические реформы «подразумевают все механизмы, которые помогут снизить социальную напряженность». В результате таковых реформ, считает политолог, у населения должно повыситься доверие к работе властей.
— Это прозрачность работы государственных структур и национальных компаний. Повышение прозрачности деятельности нашей политической элиты. Чтобы люди конкретно знали, за счет чего элита зарабатывает и куда тратит деньги. Нам нужны новые политические партии, а не те партии-зомби, которые имеются сейчас в наличии. Должны появиться новые НПО, которые были бы не прикормлены, а могли бы решать проблемы на локальном уровне, при этом жестко отстаивая интересы населения. Требуется введение местного самоуправления и многое другое, — перечисляет политолог.
По мнению Сатпаева, проведение таковых реформ позволит наладить диалог между властью и обществом. В результате первые будут точно знать, чего хотят вторые, и что в связи с этим необходимо делать. Тогда и довольно большая часть общества начнет стараться решать вопросы не участием в различных незаконных мероприятиях, а в рамках правового поля.
Невыполнение же этих условий может привести к не самым приятным последствиям, включая повышение протестных настроений и акции, подобные российским. Тем более, что, по мнению Досыма Сатпаева, Казахстан сейчас входит в фазу формирования нового протестного поля. И могут появиться новые игроки, предпочитающие более радикальные методы политической борьбы.
— В отличие от России,
в Казахстане уже давно ушла в прошлое старая оппозиция, а новая пока не появилась
Свои протесты проходили и у нас, но при этом они зачастую были спонтанны, в них не участвовали представители старой институциональной оппозиции в лице каких-нибудь партий или движений. Рано или поздно появятся новые политические игроки в виде каких то общественных движений со своими лидерами. У нас много проблем, из-за которых могут вспыхнуть социальные конфликты, — считает он.
По мнению политолога, директора Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрея Чеботарева, для профилактики протестных настроений в обществе в первую очередь следует заняться улучшением качества жизни населения.
— Свои митинги были и у нас, повториться эти события могут по любому поводу, от жилищного вопроса до той же коррупции. Поэтому нужны четкие и системные меры по улучшению уровня жизни, в основном — социального характера. Какие-то точечные действия типа проводимых время от времени арестов высокопоставленных чиновников, эффекта не дадут, — полагает он.
Чеботарев полагает, что даже проблема с землей на сегодня не решена полностью, просто в обществе несколько снизили накал страстей. Но все может повториться.
— Самая главная рекомендация — содействовать повышению уровня жизни сограждан. Понятно, что государство не сможет за всех решить проблемы, но по крайней мере создать условия для решений и не препятствовать — это вполне в их силах. Прошлый год показал, что люди и у нас способны самоорганизовываться и протестовать.
Правда, Андрей Чеботарев полагает, что таких акций в нашей стране в ближайшее время ожидать не стоит, поскольку «власть заняла жесткую позицию по отношению к активным организаторам». Тем не менее, сидеть сложа руки не следует, поскольку сами собой протестные настроения не исчезнут.
Кроме того, политолог считает, что необходимо усовершенствовать законодательство как раз в той части, которая регулирует проведение тех же митингов и демонстраций.
— Прописанные права граждан и демонстрации следует привести в соответствие с мировым опытом. Чтобы в будущем они не стали поводом для столкновений. То есть пусть люди спускают пар на митингах, но при этом организаторы должны соблюдать четкие условия. Они обеспечивают безопасность, а полиция в этом помогает. Недавно же разрешили митинг феминисток в Алматы, по такой же схеме пусть проводят и другие.
Политолог Максим Казначеев видит главный урок прошедших в России протестов в том, что технологии вывода населения на улицу постоянно совершенствуются.
— Организация подобного рода мероприятий как способа непрямого силового давления на власть отработана уже очень давно, и Казахстан с этим тоже сталкивался. Применялась уже хорошо отработанная модель мобилизации протестных слоев через социальные сети и различные механизмы. У нас уже должны быть наработки как превентивного характера, так и постфактум — то есть как работать с этими социальными группами уже после акций. Но
сами схемы организации массовых митингов меняются прямо на глазах, чему мы и стали свидетелями
Особое внимание Максим Казначеев обращает на то, что в в качестве массовки уже начали использовать несовершеннолетних, «которые в принципе в политической жизни страны не имеют права участвовать».
— В Москве массовку формировали 13-15 летние школьники, причем из допросов задержанных уже становится понятно, что
детям обещали деньги, если они будут вести себя шумно и попадут в следственный изолятор
По мнению политолога, силовым структурам да и вообще всем государственным органам предстоит долгий анализ, что делать с этим феноменом, какие вырабатывать контрмеры.
— Конечно же, в первую очередь следует уделять повышенное внимание каналам коммуникаций в молодежной, а сейчас уже даже практически детской среде. Их органы власти и силовые структуры обязаны мониторить постоянно.
В качестве профилактических мер именно против привлечения детей в качестве массовки в протестных акциях политолог предлагает работу с родителями. Например, «стимулировать штрафами за участие их детей в незаконных акциях».
— Чтобы, грубо говоря, прибыль, которую ребенок получает от участия в таких акциях, была намного меньше, чем штраф, который заплатят родители.
По мнению Максима Казначеева, карательными мерами ограничиваться не стоит. Профилактическая работа должна вестись на нескольких уровнях. В числе прочего — идеологическом, то есть «необходимо вымывать протестную повестку на уровне центров выработки идеологической политики».
— Контрходы тоже давно уже придуманы. Всего-навсего следует их профессионально воплощать в практической отрасли, — говорит он.