Укрепление курса тенге, наблюдаемое в последние дни и недели, вызывает у казахстанцев больше тревог, нежели оптимизма. К примеру, звучат мнения, что это кратковременное явление, после чего национальную валюту ожидает новый обвал.
Начиная с ноября 2016 года тенге постепенно укреплялся с 340 до нынешних 322,5 тенге за доллар. В настоящее время курс USD/KZT находится на минимальных уровнях с начала 2016 года.
В то же время
казахстанцы уже успели привыкнуть к тезису о «слабом тенге» как основе конкурентоспособности национального производства
Экономисты даже констатировали, что казахстанская экономика адаптировалась к новому курсу. И вот тенге демонстрирует рост. Не противоречит ли это всем прежним заявлениям о необходимости удешевления рабочей силы и затрат на производство внутри страны?
Экономист, генеральный директор компании Almagest Айдархан Кусаинов считает, что повода для беспокойства нет. Он подчеркивает, что более значимым является курс тенге по отношению к валютам основных торговых партнеров Казахстана.
— То, что тенге как сырьевая валюта на фоне повышения цен на нефть укрепляется – это нормальное явление. Важным моментом является то, что сохраняется низкий курс по отношению к рублю – он по-прежнему составляет 5,5 тенге за один рубль. В целом, по отношению к валютам наших ближайших торговых партнеров и конкурентов – России, Китая, ЕС – соответственно, рублю, юаню и евро – тенге особо не укрепляется. И это позволяет нашим предпринимателям сохранять конкурентоспособность производства. Это позитивный момент.
Кусаинов отмечает, что нынешнее укрепление тенге принципиально отличается от ситуации 2015 года, когда Нацбанк искусственно поддерживал национальную валюту.
— Второй позитивный аспект заключается в том, что тенге сегодня находится в свободном плавании. Когда экономисты говорят о том, что слабый тенге – это хорошо для экономики, это вовсе не означает, что нам нужен “абсолютно слабый тенге”. Цена на нефть растет – очевидно, что тенге будет укрепляться. Главное, чтобы курс национальной валюты не укреплялся искусственно, в угоду политической конъюнктуре. Этого сегодня не наблюдается – и это хорошо, — говорит эксперт.
Экономист не исключает, что Нацбанк, напротив, в подобной ситуации может пойти на искусственное ослабление тенге. Однако, по мнению Кусаинова, необходимости в этом пока нет.
— Курс тенге в любом случае остается привязанным к цене на нефть: при падении цены на углеводороды он неизбежно будет ослабляться, при повышении – укрепляться. Важно то, что сегодняшний курс тенге позволяет абсорбировать эти колебания и не следовать буквально за ценой на нефть. Мы застрахованы от того, чтобы проснувшись однажды утром, узнать, что за ночь тенге обвалился на 10-20%, — подчеркивает Кусаинов.
Мажилисмен, член комитета по финансам и бюджету мажилиса парламента РК Аманжан Жамалов отмечает, что укрепление тенге, а также рубля, связано не только с повышением цен на нефть, но и ослаблением ведущих мировых валют – евро и доллара на фоне политического кризиса в Европе и США.
— Евро, доллар, фунт сегодня уже не те, что год назад. Ведущие мировые валюты поменяли свою значимость в связи с политической ситуацией на Западе. Евро ослабляется на фоне подготовки к выборам во Франции, где кандидат в президенты от правых сил обещает избирателям выйти из зоны евро и защитить страну от глобализации. Эти заявления, также как и результаты Brexit, ставят под сомнение само существование Евросоюза. Таким образом, сегодня на валютном рынке складывается очень сложная волатильная ситуация, — отмечает Жамалов.
Казахстанский депутат считает, что в данный момент тенге для казахстанцев может обладать даже большей привлекательностью, нежели мировые валюты.
— Экономическая и политическая ситуация в Казахстане по крайней мере стабильна. Цена на нефть растет, параллельно с этим увеличивается добыча нефти в республики. То есть все факторы, которые способствуют укреплению казахстанской национальной валюты, демонстрируют позитивную динамику и рост. Чего не скажешь о валютах Евросоюза, США и Великобритании, — резюмирует Жамалов.
Кандидат экономических наук, общественный деятель Талгат Абдижаппаров также склоняется к тому, что укрепление курса тенге во многом зависит от политической конъюнктуры.
— Вполне возможно, что тренд на укрепление тенге продолжится в течение 2017 года и в целом предстоящий год для экономик Казахстана и России станет периодом затишья — они пройдут его без каких-либо значительных потрясений, — считает Абдижаппаров.
Однако на 2018 года прогноз экономиста неблагоприятный.
— Полагаю, что в 2018 году экономики России и Евразийского экономического союза испытают внешнее давление, что я связал бы прежде всего с президентскими выборами в России и проведением Чемпионата мира по футболу. Ведь президентские выборы предполагают подведение итогов и новые социальные обязательства государства. В этой ситуации российские власти будут наиболее уязвимыми для воздействия извне, — считает Абдижаппаров. — В течение 2017 года новый президент США Дональд Трамп и его администрация будут сосредоточены на внутриполитических конфликтах и определении новых правил игры во внешней политике.
В 2018 году они подключатся к международной повестке, боюсь, им будет трудно избежать столкновения с Россией
К сожалению, это окажет негативное воздействие на российских рубль, от курса которого зависит и тенге, — подытоживает эксперт.
Источник: Информационно-аналитический центр