Текущее снижение курса доллара в Казахстане сложно объяснить рыночными силами. Но если посмотреть на экономику через призму политики, все становится ясно.
Повышение курса тенге не может быть следствием экономических причин, считают экономисты. Более того, после всего, что произошло в 2016 году, укрепление курса тенге аналитиков удивляет.
— Причин для долговременного укрепления курса тенге сейчас нет, — говорит Жаныбек Айгазин, директор Центра исследований прикладной экономики. — Я не могу сказать, что цена доллара в тенге сейчас адекватна мировым ценам на нефть. Возможно, это рынок или монетарные власти пытаются нащупать равновесный курс. Либо спекуляции. Либо настроение у инвесторов такое… Но фундаментальных экономических причин, которые бы объясняли столь значительное укрепление тенге я просто не вижу. Да и
какие могут быть причины для укрепления национальной валюты в условиях рецессии экономики?
Вообще, когда вызовы мировой экономики видоизменяются с высокой скоростью, а глобализация сейчас может смениться протекционизмом, если конечно Трамп исполнит свои предвыборные обещания, мы как малая открытая экономика не можем влиять на мировые цены на нефть и мировую ставку процента, нам остается только подстраиваться под эти вызовы.
— Сейчас закрывают налоговые обязательства по 4 кварталу и году. Экспортеры должны продавать валюту. Может это повлияло, — размышляет экономист Жарас Ахметов. — Вообще, на курс влияет много факторов. Например, импорт или поездки за рубеж, или население начало перекладывать депозиты из валюты в тенге. Прямо сейчас данных по этим факторам нет, чтобы что-то сказать определенно. Надо ждать, пока выйдет соответствующая статистика.
Необъяснимый рост национальной валюты взбудоражил пользователей Казнета.
Народ всерьез озабочен вопросом: надолго ли вырос тенге?
Казнет буквально взорвался комментариями, обсуждая вероятные причины укрепления тенге. Одни утверждают, что укрепление тенге произошло из-за Универсиады: «Туристы привезли доллары и меняют их в обменниках». Другие не менее серьезно опровергают эту версию: «Вот простая математика: участвует 2000 спортсменов, пусть каждый потратит 100-200 долларов на магнитики и шаурму. Итог 200-400 тысяч долларов. Это примерно одна-две сделки в течении одной торговой сессии на нашей валютной бирже…. Сколько же долларов завезли спортсмены, чтобы так уронить курс?».
Третьих настораживает подозрительное совпадение начала обсуждения конституционных реформ и укрепление тенге.
— У нас долго сдерживали укрепление тенге. Вероятнее всего, это было связано с налоговыми поступлениями, — говорит директор компании BRB Invest, аналитик Галим Хусаинов. — Сейчас возвращается паритет тенге к доллару, который является справедливым, потому как
тенге незаслуженно обесценен, можно сказать, передевальвирован
По мнению Галима Хусаинова, основной индикатор, на который ориентируется национальная валюта, это российский рубль. Наша экономика сильно взаимосвязана с российской, поэтому курсовые политики должны быть синхронизированы.
— Мы видели, что российский рубль активно рос, но тенге при этом не укреплялся. Такая ситуация привела к давлению на российский импорт и сказалась на показателях инфляции, так как в Казахстан идет очень большая доля импорта из России. Вероятно, чтобы сдержать инфляцию, тенге дали укрепиться.