Анонсированная Нурсултаном Назарбаевым конституционная реформа является прелюдией к по-настоящему значимым изменениям.
Такого мнения придерживается пресс-секретарь ЦАИ «Евразийский мониторинг» Жанар Тулиндинова. По ее словам, планируемая реформа Конституции Казахстана мало что изменит на практике, однако подготовит страну к будущим преобразованиям.
— Жанар, как будет проходить усиление роли правительства и парламента, какими новыми полномочиями они будут наделены?
— Откровенно говоря, проект поправок в Конституцию РК, опубликованный в казахстанских СМИ, напоминает игру «найди 10 отличий на двух картинках», причем для очень продвинутого уровня.
Распределение полномочий в пользу парламента выглядит настолько несущественным, что разглядеть их можно разве что под лупой
Взять норму, обязывающую премьер-министра проводить консультации с мажилисом перед тем как внести президенту представление о структуре правительства. Ничего радикально нового в этом нет.
И сейчас, согласно действующей Конституции, президент назначает премьер-министра только после консультаций с парламентскими фракциями и только с согласия мажилиса. Одобрение сената требуется для назначения председателя Нацбанка, генерального прокурора и главы Комитета национальной безопасности.
Таким образом, казахстанский парламент и без каких-либо изменений в Конституцию теоретически обладает необходимыми инструментами для того, чтобы влиять на кадровую политику в правительстве, Нацбанке и силовых органах. Однако, как известно, политических кризисов, связанных с нежеланием парламента согласовать предлагаемые президентом кандидатуры, во всяком случае, при действующей Конституции 1995 года, не возникало.
В какой форме, на каких площадках проводятся консультации с парламентскими фракциями перед внесением кандидатуры председателя правительства и ведется ли при этом какой-то политический торг, неизвестно. По крайней мере, в публичном пространстве такой информации нет. Еще одна предлагаемая поправка – правительство будет слагать свои полномочия не перед президентом, а перед вновь избранным мажилисом. По сути, это регламентация ритуала, не более того.
Таким образом, казахстанские политические реалии таковы, что главным инструментом регламентации политических процессов являются не писанные нормы, а качество самих институтов, в данном случае парламента.
Жанар Тулиндинова считает, что текущий проект конституционной реформы — пилотный, грядут гораздо более серьезные изменения.
— Чтобы усилить парламент, нет необходимости расширять его полномочия. Повторюсь, теоретически их и сегодня достаточно. Надо изменить сами принципы отбора в представительные органы.
Отказаться от лояльности как ключевого условия электоральной привлекательности кандидата в депутаты
Условиями рекрутирования в законодательный орган инициативных политиков, способных к здоровой конкуренции, могло бы стать, во-первых, возвращение к пропорционально-мажоритарной выборной системе, чтобы хотя бы часть заседающих в парламенте депутатов представляли одномандатные округа, а во-вторых, снижение для политических партий порогового уровня для вхождения в мажилис.
Что касается поправок, касающихся правительства, то исполнительная ветвь власти в Казахстане нуждается не столько в расширении полномочий, сколько в усилении ответственности. Согласно предлагаемым изменениям в Конституцию, правительство будет самостоятельно утверждать госпрограммы, а вот об ответственности за их реализацию в поправках не упоминается. Хотя одно из самых слабых мест госпрограмм – это не разработка и принятие, их продуцирование в казахстанском правительстве поставлено на конвейер, – а реализация, прозрачность, подотчетность и ответственность членов правительства за положительный результат.
В связи с этим возникает вопрос – зачем нужна конституционная реформа, если предлагаемые ею новшества настолько незначительны? Звучат предположения, что
настоящий проект конституционной реформы, в котором будут предложены радикальные изменения, появится в ходе общественного обсуждения текущего проекта
Есть также конспирологическая теория, что конституционная реформа нужна только для того, чтобы внести изменения в 26 статью основного закона. Согласно предлагаемым поправкам право частной собственности и ее неприкосновенность будут закреплены не только за гражданами Казахстана, но и за каждым человеком, законно приобретшим имущество на территории республики. Якобы эта норма вводится для того, чтобы разрешить иностранцам покупать землю в Казахстане. Хотя после наложенного моратория на поправки в Земельный кодекс речи не идет даже о долгосрочной сдаче земли в аренду иностранцам, не говоря уже о ее продаже.
Полагаю, что мы находимся в самом начале конституционной реформы, и нынешний проект поправок пилотный, тестовый. Этим и объясняется его «недосказанность». Возможно, президент планирует протестировать дееспособность нынешнего правительства и парламента, а затем уже определить дальнейшее направление реформ.
Пресс-секретарь ЦАИ отмечает, что громкие аресты в высших эшелонах власти не являются свидетельством подготовки к транзиту власти.
— Последние внутриполитические изменения в Казахстане — это подготовка к постепенному транзиту власти?
— Что касается подготовки к транзиту власти, который стал едва ли не аксиомой в местной политической публицистике, то здесь мы имеем дело скорее с каким-то растиражированным клише. О транзите власти в Казахстане заговорили после смерти узбекского лидера Ислама Каримова в сентябре прошлого года. С тех пор едва ли не каждое событие на казахстанском внутриполитическом поле истолковывается как неопровержимое доказательство, что этот процесс запущен – будь то кадровые перестановки, аресты или конституционная реформа.
Хотя крупномасштабные кадровые перестановки являются привычным явлением в казахстанской политической жизни, а участившиеся аресты в рамках новой антикоррупционной кампании объясняются экономическим кризисом и нехваткой денег в государстве
В этой ситуации коррупционеры, которых можно было еще терпеть в «тучные» годы, действительно наносят непоправимый вред самим основам государственной экономики.
Что касается конституционной реформы, то она проводилась и в 1998, и в 2004, и в 2007 годах. И тоже под знаменем усиления представительной и законодательной ветви власти, а также повышения ответственности правительства перед парламентом. Ничего кардинально нового нынешняя реформа не декларирует.
Все, что нам известно о возможности так называемого транзита из первых уст – это заявление, сделанное президентом в интервью агентству Bloomberg. Как известно, Нурсултан Назарбаев подтвердил, что будет работать до 2020 года, то есть до истечения нынешнего президентского срока. Он также не исключил, что будет баллотироваться на новый срок в зависимости от состояния здоровья и уровня поддержки населения Казахстана. Как известно, ни первое, ни тем более второе пока президента не подводило.
Очевидным признаком подготовки к транзиту можно было бы посчитать явное укрепление позиций той или иной фигуры или элитной группы в ущерб другим. Однако президент по-прежнему сохраняет систему баланса интересов различных групп, укрепляя их позиции в одном направлении и ослабляя в другом. Это позволяет ему удерживать элиты в состоянии постоянного вежливого компромисса.
— Можно ли признать ротацию кадров, процессы которой довольно интенсивны, необходимой мерой в режиме антикризисного управления?
— Процессы ротации кадров в Казахстане всегда были более интенсивными, нежели, скажем, в России. Кадровые назначения последних месяцев связаны с необходимостью реагировать на кризисные явления в экономике, обусловленные падением цен на нефть. В этом свете следует рассматривать отставку Карима Масимова с поста премьер-министра. Вероятно, от главы кабмина ждали повторения эффективной антикризисной программы 2008-2009 годов. Не получив ожидаемого результата, президент сделал ставку на нового председателя правительства Бакытжана Сагинтаева, который, вероятно, должен быть более мотивирован на результат.
Неслучайно одной из самых ротируемых должностей в правительстве стал пост министра национальной экономики. В течение года сменилось три министра экономики, причем два из них ушли в отставку по отрицательным мотивам. Ерболат Досаев — из-за провала в проведении земельной реформы, Куандык Бишимбаев и вовсе оказался фигурантом уголовного дела.
На недавнем расширенном заседании правительства президент объяснил нового назначенца Тимура Сулейменова, чего он ожидает от министра национальной экономики — креативных планов и предложений для государства и правительства. Однако, как известно, один министр в поле не воин. Разработка и реализация антикризисной программы – это командная работа. Надеюсь, молодого министра не назначат виноватым в низких экономических показателях.
— Не теряет ли своей актуальности ставка на молодые кадры «болашаковцев», или в сложившейся ситуации важнее опытные управленцы в парламенте и на постах глав ведомств?
— Я бы не стала спешить с выводами. Да, два молодых и перспективных управленца — экс-министр нацэкономики Куандык Бишимбаев и замруководителя администрации президента Баглан Майлыбаев – были отправлены в отставку, более того — оказались в орбите уголовного преследования. Однако на смену Бишимбаеву пришел другой «болашаковец» Тимур Сулейменов (учился в Мерилендском Университете Школы бизнеса Р. Смита- прим.). Да и другие стипендиаты программы, такие как аким Алматы Бауыржан Байбек и глава Западно-Казахстанской области Алтай Кульгинов по-прежнему на хорошем счету у президента.
В то же время некоторые представители старой гвардии в последние месяцы оказались не у дел, например, экс-председатель КНБ Нартай Дутбаев, задержанный по обвинению в разглашении госсекретов и превышении должностных полномочий, а также бывший посол Казахстана в Хорватии Аслан Мусин, отправленный на пенсию.
Скорее всего, никакой кампанейщины в отношении молодых управленцев и болашаковцев нет, а все совпадения последних месяцев случайны.
Источник: Пресс-клуб «Содружество»