Министерство оборонной и аэрокосмической промышленности первым попадет под нож в случае сокращений.
В октябре 2016 года в Казахстане было создано новое министерство по оборонкосмоспрому. Этот факт еще тогда вызывал у экспертов массу вопросов. Начиная с того, зачем такой непопулярной деятельности целое министерство, и заканчивая тем, кто его возглавил. Министерство иностранных дел, судя по заявлению президента, должны были наделить рядом экономических функций. А на пост министра обороны снова пришел кадровый военный. Как смотрятся главы МИД, минобороны и миноборонкосмоспрома на своих местах, в третьей части цикла статей о правительстве Сагинтаева рассказал политолог Данияр Ашимбаев.
— Кайрат Абдрахманов — один из самых новых министров. Он кадровый дипломат, неоднократно работал и заместителем министра иностранных дел, и послом. Наибольшую скандальную известность получил в связи с делом Рахата Алиева, который обвинил его в работе на КГБ.
В принципе, человек он достаточно опытный и умный, хотя многие дипломаты у нас особенно не блещут. Ничего плохого о нем сказать не могу. Хорошее тоже сказать очень сложно. Он просто ровный спокойный работник.
— А если учесть, что МИД будут переданы функции по развитию торговых отношений?
— Президент такой вопрос ставил, но мы видели, что с тех пор было несколько указов и реорганизаций. Полномочия по миграции были переданы МВД, было разделено минздравсоцразвития, а по МИД решения так и не было. Заставить дипломатов заниматься экономическими вопросами пытаются давно, но МИД упорно от этих функций уклоняется. Достаточно вспомнить 1999 год. На тогдашнего главу МИД Касым-Жомарта Токаева было возложено вице-премьерство и попытка частично руководить экономическим блоком. МИД создало у себя профильные департамент и комитет, но особого рвения в этой сфере не проявляло.
Профильный снобизм не позволяет заниматься хоть какими-то реально важными вопросами. На МИД пытались навешать также привлечение инвестиций
Торговые представительства Казахстана работают, президент неоднократно давал поручения заниматься продвижением казахской продукции за рубеж. Но в разное время этими задачами рулили и «Атамекен», и разные министерства. Однако особой динамики нет, раз уж президент как ставил одни и те же вопросы, так и ставит.
— Казахстан представлен посольствами в 65 странах. А в крупных городах некоторых государств даже открыты отдельные консульства. В чем такая необходимость?
— Система МИД действительно «разбухла». Открыта масса экзотических посольств, которые влекут большие затраты. Конечно, может быть для нескольких десятков граждан Казахстана, которые там находятся и попадают в те или иные ситуации, это хорошо. Но с другой стороны,
возникла известная проблема (не могу ручаться за точные цифры), что количество работников заграничного аппарата превысило количество работников центрального аппарата
Это привело к тому, что положенный им период работы в центре и на местах не может соблюдаться. Они пытаются подчинить себе департаменты внешних связей других министерств и акиматов. Кроме того, своими кадрами они снабжают и Центр внешней политики администрации президента, и профильные отделы аппаратов палат парламента.
Уже обращалось внимание на тот факт, что избыточные дипломатические представительства практической деятельности никакой не ведут, кроме того, что распространяют послание президента на всевозможных языках. Допустим,
недавно администрация жилищно-коммунального хозяйства Бразилии поддержала очередное Послание
То есть по большому счету работа сводится к внешнеполитической пропаганде — достаточно затратной, но не самой целесообразной в условиях дефицитного кризиса.
— Есть такие страны, где наше посольство есть, но казахстанцы в большом количестве в них вряд ли бывают.
— В 90-х годах при цене на нефть 30-40 долларов за баррель у нас были совмещенные посольства. Грубо говоря, посольство Венгрии курировало всю Восточную Европу. Посольство в России одновременно отвечало за Финляндии и Армению. Посольство в Египте отвечало за всю Северную Африку и так далее. Потом, по мере роста цен на нефть и расходов бюджета, количество посольств стало возрастать. Теперь у нас есть даже посольство в Бразилии. Кроме того, что когда там проходил Чемпионат мира по футболу и туда поехало из Казахстана достаточно много народа, другого смысла в наличии этого диппредставительства особо не было. То же самое касается и посольства в ЮАР, а также в разных арабских странах. В конце концов, наши послы в прежние времена прекрасно справлялись со своими обязанностями, являясь по совместительству послами в 5-6 странах.
— В принципе, он стал министром обороны вахтовым методом. У нас периодически там то штатские, то военные сидят. До этого Жасузаков руководил генштабом и был первым заместителем Имангали Тасмагамбетова.
Скандалов у него не было, но с военными это дело наживное. Все мы знаем, что министерство обороны — сфера вечно конфликтная
Особенно по части закупа и ремонта военной техники, из-за которого немало генералов рассталось не только с погонами, но и свободой. Не говоря уже о майорах, полковниках и прочих лицах офицерского состава.
В принципе, наша многовекторная миротворческая политика во многом и определяется тем, что вооруженные силы Казахстана, если что и произойдет, еще смогут справиться с Киргизией, например. А если это, допустим, будет Узбекистан, то могут возникнуть вопросы.
— Как считаете, кто должен руководить министерством обороны — гражданский или военный?
— Понимаете, когда министр военный, все говорят, что нужно ставить гражданского, поскольку у гражданских кругозор шире, они более гибкие в плане контроля коррупционных процессов. Когда говорят, что нужно ставить военного, все сводится к тому, что это должен быть специалист, так как сфера специфическая. И когда министры меняются, тогда одни и те же эксперты легко меняют одну точку зрения на другую. Минобороны же сложно в мирных условиях доказывать свою эффективность, да и навыки нужны.
Эффектно было, когда Адильбек Джаксыбеков, будучи министром обороны провел так называемый боевой парад. Тогда-то все и увидели, что у Казахстана есть армия, которая может и с парашютом прыгать, и на вертолетах летать, и из пушек палить
То есть он сделал такое красивое шоу, которое всем понравилось и произвело впечатление, что у Казахстана армия есть. Имангали Тасмагамбетов периодически проводил внезапные учения с переброской войск, что в итоге создавало определенное напряжение наверху. Смысл претензий сводился к тому, что приучать наши войска к неожиданной переброске в разные точки опасно. Ведь в какой-то момент это может стать часом «икс» и поводом к тому, чтобы армия выступила. Теперь посмотрим, как со своей миссией справится Жасузаков.
— Атамкулов, по-моему, вообще к аэрокосмической деятельности никакого отношения не имеет, как и к оборонной промышленности. Или я ошибаюсь?
— В принципе, к промышленности он отношение имеет. Все-таки в свое время работал на «Кармете», на Чимкентском свинцовом заводе, дошел до поста первого заместителя руководителя. Работал в бизнесе, руководил небезызвестной группой компаний «Рахат», которую до него возглавлял Ерлан Атамкулов. Сферу промышленности и особенно внешней торговли знает достаточно хорошо. Потом он долго работал на дипломатической работе, с должности посла вернулся на пост ответственного секретаря Министерства индустрии и новых технологий, был акимом области. Однако особых прорывов при нем не было. Само создание этого министерства, как многие считают, было нужно только для того, чтобы трудоустроить заслуженного человека, которого пришло время убирать с акимов. А министерства у нас, кстати, создаются в любое время — по поводу и без.
А теперь по сути сферы, которой руководит Бейбут Атамкулов. Космическая промышленность у нас, как известно, есть. На нее тратятся большие деньги. Но за исключением отдельных объектов, какой-то эффективности эта сфера не показала.
Что касается оборонной промышленности, то здесь история аналогичная. Были коррупционные скандалы. Это понятно, ведь определенные бюджеты там болтаются, но с учетом разрыва союзных хозяйственных связей наш военно-промышленный комплекс свой прежний смысл утратил. Многие предприятия фактически развалились. Достаточно вспомнить, что ВПК СССР, куда входили казахстанские заводы, делал здесь торпеды для подводных лодок, корпуса баллистических ракет и много прочей военной техники. За годы независимости все это пришло в упадок.
Периодически Казахстан выпускает то какие-то прицелы, то какие-то щитки для передвижения пехоты, то еще какие-то порой осмысленные вещи, но объем подобных заказов достаточно небольшой
Хотя — да, определенный потенциал есть.
— Основную технику мы же все равно закупаем?
— Закупаем, частично получаем из России, поскольку это встроено в общую систему управления обороной. Подводя итоги по министерству, могу сказать, что оно могло как быть, так и не быть, ведь с его функциями вполне могли справиться и комитеты при других министерствах.
Поэтому когда пойдут разговоры, что у нас слишком много министерств, то миноборонкосмос одним из первых может пойти «под нож»
Оборонная и космическая промышленности претерпели очень много реорганизаций, бродили по разным ведомствам. Так что с учетом этой статистики какой-то долгой жизни министерство Атамкулова не получит.
— Разговоры пошли еще по защите информации. Этим тоже будет заниматься Атамкулов и его команда?
— Эта тема плавала очень давно. Сейчас КНБ поручил разработать программу «Киберщит Казахстана». Кто будет заниматься всем этим комплексом, на самом деле пока непонятно. Возможно, вся работа просто закончится меморандумами для госслужащих о запрете скачивания вредоносного программного обеспечения. Типа в Казахстане идет за этим какой-то контроль. Но ждать чего-то прорывного сложно. И от ведомства, и от его руководства. Тем более, как говорят знающие люди, ситуацией рулят совсем другие люди.
Продолжение следует.