Елжану Биртанову достался один из сложнейших периодов здравоохранения.
2,5 года потребовалось Акорде, чтобы понять, что здравоохранение и социальное развитие должны курироваться разными структурами. Созданное в августе 2014 года минздравсоцразвития в январе вновь было реорганизовано. Пост главного врача занял человек, которому ранее не приходилось работать в правительстве.
Усидит ли в своем кресле потомственный медик Елжан Биртанов? За что Карим Масимов невзлюбил Бахыта Султанова?
В чем фишка молодого министра Жениса Касымбека? Об этом читайте в пятой части цикла статей от политолога Данияра Ашимбаева о правительстве Сагинтаева.
— Безусловно, Бахыт Турлыханович — одна из «акул» в правительстве, до министра финансов доработал, фактически начав с низов. Достаточно быстро, но с низов.
Он не очень сработался, как мне кажется, с Каримом Масимовым
Когда в прошлый приход в правительство Султанова долго сплавляли в администрацию президента, он просидел там помощником президента, заместителя руководителя. Но туда снова пришел Масимов, после чего был обратный перевод Султанова в правительство. Потом, когда Масимов снова был премьером, Султанов потерял пост вице-премьера. Какая-то несовместимость у них. Сказать, что он слабый министр, сложно. Тем более, у него в команде ответственным секретарем является Наталья Коржова, которая держит в ежовых рукавицах весь огромный аппарат министерства. А туда входят и комитет госдоходов (таможенная и налоговая службы), и финансовый аудит, и финансовый мониторинг, и самое главное — госзакупки. Критика же в адрес Султанова звучит постоянно, а минфин является вечным поводом для критики. Впрочем, при таких ценах на нефть минфин всегда крайний.
— Несмотря ни на что, Бахыт Турлыханович остается на своем посту.
— Потому что он достаточно флегматично воспринимает все удары и в плане работы со СМИ, и по разъяснительной работе. По крайней мере, свои функции он выполняет. Достаточно вспомнить, сколько раз его пытались сплавить в акимы, но он продолжает стойко держаться на своем посту.
— Глава Министерства по инвестициям и развитию Женис Касымбек министр молодой, хотя на такой пост у него уже вторая «ходка». Касымбек — выходец из элитной семьи, его отец занимает пост начальника канцелярии президента, одного из ключевых, кстати, постов в системе администрации. Сам Женис успел поработать в системе минтранскома, где дорос до поста министра и в этой сфере показал себя эффективным менеджером. После предыдущего слияния министерств перешел к Асету Исекешеву первым заместителем, а затем, после ухода того акимом Астаны, возглавил Министерство по инвестициям и развитию. В принципе, возложенные на него функции выполняет.
— А как же очередной провал программы форсированного индустриально-инновационного развития, которая как раз была возложена на это ведомство?
— Понятно, что вторая пятилетка ПФИИР столкнулась с проблемой в виде очередного витка мирового финансового кризиса, да и некоторых системных сбоев в виде отсутствия планирования и контроля инвестиционного процесса. Это привело к тому, что многие предприятия, запущенные по прежней программе, либо встали, либо оказались в тяжелом финансовом положении, либо частично потеряли свой потенциал. Вместе с тем понятно, что и функции министерства изменились, поскольку там транспортный компонент стал иметь не меньше значимости, чем индустрия и инвестиционный блок.
С другой стороны, в условиях, когда национальная экономика сохраняет сырьевую направленность, развитие транспортного потенциала позволяет держать ее на плаву
Политический опыт у министра хоть и небольшой, но школа хорошая и перспективы есть. По крайней мере, функции, возложенные на министерство в существующей экономической реальности, он выполняет.
— У Биртанова пост министра здравоохранения — пик его карьеры.
— На этом посту его ждали уже несколько месяцев. Разговоры о воссоздании отдельного минздрава ходили еще с момента утверждения нового состава правительства, но решение было несколько заторможено. В принципе, на посту вице-министра у Тамары Дуйсеновой в объединенном министерстве он, по сути, здравоохранением и руководил. Несмотря на молодость, он прошел все цепочки карьеры — поработал и на уровне региона, и в системе минздрава, и в научной сфере, и в квазигосударственном секторе — Национальном медицинском холдинге. Что он специалист, ни у кого сомнений не вызывает.
— Он из медицинской семьи, насколько известно.
— Да, это так, хотя два его брата пошли по другой стезе. Один в систему дипломатической работы, другой трудится в системе Нацбанка.
Елжана к посту министра, что говорится, готовили едва ли не с детства
То есть необходимое образование и опыт работы он получил. И этим наследством, на мой взгляд, распорядился достаточно хорошо.
Понятно, что система минздрава сейчас будет у многих вызывать раздражение в связи с запуском медстрахования
Здесь вечная головная боль в виде закупок медицинского оборудования и препаратов, которыми занимаются две известные компании «КазМедТех» и «СК Фармация». Об этих двух организациях мало кто высказывается положительно, но Биртанов, думаю, в этой сфере разберется.
— Неужели кроме Биртанова на пост министра здравоохранения не было иных кандидатур?
— Других фамилий действительно не называлось. Понятно, что в здравоохранении есть свои региональные и центральные «мафии». Вспомним, периодически шла война между карагандинской и жамбылской, семипалатинской и алматинской. В постоянном напряжении между собой находились и профильные общественные академии, возглавляемые Торегельды Шармановым, Камалом Ормантаевым и покойным Мухтаром Алиевым. Медицинская сфера сама по себе конфликтная.
Мы знаем, сколько министров было «съедено» за последние годы, в том числе и достаточно сильных
Первого министра времен независимости Аксултана Аманбаева «съели» после попытки уволить того же Мухтара Алиева с поста директора Института кардиологии, Василий Девятко пал жертвой ФОМСа, Ерболат Досаев — после известного скандала с заражением детей ВИЧ в Южном Казахстане. Немало арестов было в системе минздрава…
— Да, помним дело Жаксылыка Доскалиева.
— Да и кроме него других было немало. Сфера хоть и сложная, но у Биртанова уже наработан определенный авторитет, поэтому можно ожидать, что с этими головными болями он справится на «хорошо».
— Есть мнения, что Биртанову дали кресло министра, чтобы «слить» его в дальнейшем при реализации идеи медстрахования.
— Вопрос повторного внедрения медстрахования обсуждался давно, были разные сценарии. Некоторые лоббировались отдельными страховыми компаниями. В принципе, мировая практика показывает, что у системы медстрахования есть определенная эффективность. С другой стороны, в условиях, когда не самая лучшая экономическая конъюнктура, такая система будет вызывать нарекания.
С другой стороны, у нас есть печальный опыт первого ФОМСа. Если из этого опыта удалось извлечь уроки, то систему можно более-менее внедрить
Другая тема, которая сейчас на подходе, — приватизация учреждений здравоохранения, которая была прописана еще в «100 шагах». Она вызывает большое социальное недовольство. Понятно, что у нас есть медцентры, как частные, так и государственные, которые по-разному работают. Плюс вечная проблема медицинского образования. То есть помимо того же медстрахования, головных болей в этой сфере будет более чем предостаточно. И Елжану Биртанову, нужно признаться, довелось прийти в одно из самых сложных времен в здравоохранении.
Продолжение следует.