Самым неожиданным в новом составе кабмина оказалось назначение Ермекбаева.
В национальную экономику пришел человек, никогда не работавший в первых эшелонах власти. Почему многие высокопоставленные чиновники стали регистрировать профили в социальных сетях? Как новое министерство по взаимодействию со СМИ сможет работать, являясь частью гигантского идеологического блока? Учтет ли Нурлан Ермекбаев ошибки своих предшественников в работе с гражданским обществом? Об этом и многом другом в седьмом цикле статей о правительстве Сагинтаева рассказал политолог Данияр Ашимбаев.
— Один из самых загадочных министров, который до назначения на пост главы Министерства национальной экономики был мало кому известен.
— Болашаковец, работал в аудиторской компании, в «РД КМГ», был вице-министром экономики – заместителем Султанова, потом от Казахстана был откомандирован заниматься вопросами интеграции и получил пост министра «союзного правительства» — в Евразийскую экономическую комиссию. С точки зрения эффективности его работа особой критики никогда не вызывала. В плане общения с экспертами и СМИ Тимур Сулейменов эту работу хорошо освоил. Он периодически выступал и со статьями, и на всевозможных мероприятиях, конференциях и «круглых столах».
— А какой он экономист?
— Пока сказать сложно, так как он пришел на пост министра чуть больше месяца назад. За это время сложно сделать какие-то провалы или прорывы. А чтобы вляпаться в скандал, и вовсе нужно сильно постараться. Понятно, что сейчас вышло новое президентское послание, которое многими критикуется в плане его непроработанности. Но вешать этот недочет на Сулейменова точно нельзя, поскольку он пришел, когда работа над посланием уже была фактически закончена.
Особым политическим весом новый министр национальной экономики не обладает, поскольку на первых ролях никогда не был. Он работал в третьем эшелоне госуправления. Есть ли у него команда, вообще неизвестно. Вспомним, что после ухода Досаева в МНЭ пришла большая команда Бишимбаева, которая заняла достаточно много ключевых позиций. Однако первое же назначение заместителя, которое произвел Сулейменов, было опять-таки из команды Бишимбаева. Хотя бы по этой причине считаю преждевременным рассуждать о личных приоритетах министра, его взглядах и подходах.
— Самому молодому по возрасту члену кабмина досталась сфера, которая сопряжена с вечной критикой и недовольством. СМИ у нас — та же творческая интеллигенция, которая очень капризна. Тем более сейчас, в век социальных сетей, когда каждый является экспертом во всем. Понятно, что сфере информации всегда достается больше остальных.
С 2008 года Даурен Абаев работал в пресс-службе президента, но в журналистике как таковой не был. Даурена Абаева часто критикуют, сравнивая его с предшественниками. Но нужно помнить, что тот же Куаныш Султанов, первый министр печати и массовой информации во времена независимости, работал в условиях, когда не было не то чтобы социальных сетей, но и интернета как такового. Другой министр, Алтынбек Сарсенбаев, был не столько министром печати, сколько курировал и межнациональные отношения, и внутриполитические вопросы, и вопросы религии. При нем министерство глобально занималось массой вопросов. И Сарсенбаев показал себя больше политтехнологом.
То есть все министры по взаимодействию со СМИ работали в разных условиях, но все они вечно находились под ударом критики
— За контроль над СМИ отвечает не только ведомство Абаева. Как им удается договориться между собой?
— Министерство информации является очень важной частью гигантского идеологического блока. В администрации президента работают профильный заместитель руководителя и госсекретарь, которые редко могут определиться, где кончаются полномочия одного и начинаются полномочия другого. В этом же блоке присутствуют отдел внутренней политики АП, пресс-служба президента, секретариат Ассамблеи народа Казахстана. В самом правительстве еще есть должность профильного вице-премьера, который появится рано или поздно вместо ушедшего Тасмагамбетова; есть замруководителя правительственного аппарата по медийным вопросам. Помимо названных, есть целое Министерство культуры и спорта, мининформации, а еще к ним добавилось новое Министерство по делам религий и гражданского общества.
Эти ведомства вообще вечно находятся в состоянии противодействия друг другу. А теперь представим, что руководители всех вышеназванных структур и подразделений входят в разные команды
И хотя они формально подчиняются администрации президента, тем не менее все больше ориентируются либо на свое мнение, либо на мнение своего неформального куратора.
— Периодически возникали попытки подвинуть в Министерство информации других людей. Особенно лакомыми кусками там являются сфера телекоммуникаций и система ЦОНов. Все это вызывает известные претензии в адрес министра. Но видно, что Даурен Абаев за словом в карман не лезет. И его активное присутствие в соцсетях с разъяснением собственной позиции — этому свидетельство. Налицо его попытка внедрить в работу новые подходы. Но нужно понимать, что это не всегда относится к сфере его политических возможностей. Тем не менее, глава мининформации провел кадровые ротации, несмотря на все недовольства. В число любимчиков общественности не входит. И вряд ли на этом посту войдет.
— Как вы думаете, в Facebook он лично ведет свой аккаунт или на него работает целая пиар-команда?
— Возможно, министр присутствует сам. И не только он. Достаточно много высокопоставленных чиновников есть в социальных сетях. Кто под своим именем, кто под псевдонимами. В связи с тем, что многие традиционные СМИ потеряли популярность, присутствует много сайтов, на просмотр которых не хватит и одного дня. Региональные электронные СМИ активно в сети присутствуют. Сюда можно отнести и персональные сайты новомодных «блогеров». Чтобы промониторить ситуацию с популярными трендами, присутствие чиновников в соцсетях стало делом необходимым.
Что касается собственности персональных постов, то у меня нет уверенности в том, что даже эти самые «блогеры» всегда сами все делают
Возможно, кто-то их редактирует, где-то идет откровенная «джинса», а какие-то посты являются плодом коллективного творчества. Но в таком случае человек, чья подпись стоит под постом, и берет ответственность, грубо говоря, за свой базар. Но тот факт, что министр не уклоняется от критики, а довольно часто выступает по злободневным вопросам, делает ему только честь.
— Сколько помним, Нурлан Байузакович всегда работал в сферах, так или иначе связанных с безопасностью. И вдруг такое назначение.
— Да, в сфере религий и гражданского общества он человек достаточно новый. Больше известен как бывший офицер советской военной разведки. Долго работал с Каримом Масимовым и в банковской сфере, и в администрации президента, где руководил центром внешней политики. Считается одним из «отцов» идеи будущего холдинга «Самрук». Затем был и послом в Китае, а после занял пост секретаря Совета безопасности. Как специалист в сфере безопасности и внешней политики оценивается многими достаточно высоко. Немногословный, хорошо образованный, интеллектуально развитый.
Перевод его на пост министра по делам религий был очень неожиданным. Многие связывали это с тем, что после ухода Масимова с поста премьера администрацию стали «чистить» от людей Карима Кажимкановича. Ранее я уже называл Бекетаева и Ергожина, которые поменяли работу
Вообще, на пост министра по делам религий и гражданского общества ожидалось назначение Баглана Майлыбаева. В сентябре прошлого года активно шли разговоры, что именно он займет это кресло. Однако Майлыбаев смог отбиться от понижения, но в итоге опала подкралась к нему с другой стороны. Пост занял Ермекбаев. Если помните, была у нас такая специфическая рокировка, когда Владимир Жумаканов после поста председателя КНБ стал сначала советником президента. За неделю все, кто только мог, попрыгали на его «костях». А потом он стал секретарем Совета безопасности. И те, кто его активно критиковал, тут же либо замолчали, либо стали говорить, что он не такой уже и плохой был бывший председатель КНБ.
— Министерство по делам религий и гражданского общества — единственное, созданное после формирования нового состава кабмина. Это о чем говорит?
— О том, что изначально его создание если и планировалось, то не прямо сейчас. Во главе министерства оказались два офицера спецслужб — офицер ГРУ Ермекбаев и ответственный секретарь — офицер КНБ Азильханов. Этот факт у многих вызвал тогда достаточно ироничную реакцию. Кадровые офицеры нацбазопасности заняли руководящие посты в Комитете государственного контроля в области связи, информатизации и средств массовой информации и в Министерстве оборонной и аэрокосмической промышленности.
— Нужно понимать, что к сферам конструктивного взаимодействия с регионами, организациями и гражданским обществом данные специалисты подходят больше всего. КНБ у нас считается органом, политически ангажированным. Но по многим вопросам он занимает более либеральную позицию, чем так называемые «либералы» из «гражданского» идеологического блока. Что примечательно, этот самый блок часто проваливает свою работу и требует от силовиков принятия жестких мер по тем фактам, которые были ими провалены.
— Давно говорилось о том, что функции взаимодействия с религиозными объединениями перейдут в спецслужбы. Это и случилось.
— Религией в Казахстане традиционно занимались больше спецслужбы. Эта сфера имеет прямое отношение к национальной безопасности, учитывая степень роста религиозного экстремизма и роста всевозможных сект и группировок. Кроме того, идет сращивание религиозных экстремистских объединений с организованной преступностью, рост террористических проявлений. Поэтому специалисту по безопасности эта сфера ближе.
Сфера гражданского общества также одна из самых конфликтогенных. Учитывая опыт других стран, именно она достаточно легко может стать точкой воспламенения
При этом понятно, что в самом начале министерство занимало достаточно осторожную позицию по многим вопросам. Министр примерялся к новым полномочиям, формировал команду. Далеко не все хотели идти в новое министерство, видя, что новые назначения были достаточно неожиданными — один вице-министр пришел из Совбеза, другой — с дипломатической работы. Но министр достаточно хорошо знает свою сферу и может проанализировать ошибки, допущенные его предшественниками в системе.
— Отвечая за взаимодействие по религиозной тематике, сам Ермекбаев какой идеологии придерживается?
— Мне импонирует, что на недавней конференции, посвященной обсуждению поправок в закон об экстремизме и религиозном терроризме, Ермекбаев говорил о формировании светской государственной идеологии. Об этом у нас давно никто не заикался именно в качестве противовеса экстремистским настроениям. Понятно, что человек он достаточно системный, без предварительного тщательного изучения ситуации резких заявлений делать не будет. По крайней мере, можем утверждать, что инициатив от министерства будет немного, но определенный здравый смысл в них присутствовать будет обязательно. Не всегда понятных с первого взгляда, но от Ермекбаева каких-то ляпов в этой сфере ожидать сложно, учитывая его опыт по прежним местам его работы.
Наши НПОшники — люди с тонкой душевной организацией, не говоря уже о религиях. Долгое время все удивлялись, куда ДУМК пропало с поля зрения. Но когда оно появилось и стало выдавать новые фетвы, волосы дыбом вставали даже у опытных религиоведов. По этой причине Союз мусульман Казахстана во главе с Муратом Телибековым мне иногда начинает казаться более конструктивной организацией, чем квалифицированно подготовленное духовенство.