В 2017 году страны Центральной Азии вновь почувствуют «мягкую силу» России.
МИД Российской Федерации опубликовал новую Концепцию внешней политики страны. Этот документ заметно отличается от предыдущей редакции 2013 года. Сегодня Кремль ставит новые задачи в своей внешнеполитической деятельности. Многие новеллы напрямую касаются ближайших соседей, в том числе и Казахстана.
Авторы новой концепции полагают, что «современный мир переживает период глубоких перемен, сущность которых заключается в формировании полицентричной международной системы». «В результате процесса глобализации складываются новые центры экономического и политического влияния».
Происходит рассредоточение мирового потенциала силы и его смещение в Азиатский регион
Также, по мнению московских политиков, сегодня «сокращаются возможности исторического Запада доминировать в мировой экономике и политике».
Это действительно так. Многие аналитики отмечают, что мир буквально дробится на региональные структуры. Как отмечает главный редактор портала «Евразия.Эксперт» политолог Вячеслав Сутырин, это выражается в:
Поэтому и в концепции российской внешней политики РФ
региональная интеграция рассматривается как главный фактор «укрепления конкурентоспособности, безопасности и финансово-экономической стабильности»
По традиции, МИД РФ выделяет специальный раздел для региональных приоритетов внешней политики. И вот здесь небольшая по тексту, но важнейшая по сути ремарка: сотрудничество с Беларусью выделено отдельным пунктом. «Россия будет расширять стратегическое взаимодействие с Республикой Беларусь в рамках Союзного государства в целях развития интеграционных процессов во всех сферах». Таким образом,
Москва ставит расширение стратегического взаимодействия с Минском на первое место
Далее идет изложение других приоритетов, вклдючая ЕАЭС, СНГ и ОДКБ.
Еще один характерный момент отметил Вячеслав Сутырин. «Если в 2013 году Россия ставила целью содействовать подключению Украины к «углубленным интеграционным процессам», то в 2016 году выражается лишь заинтересованность в развитии «всего многообразия связей» с этой страной. То есть
украинское направление отходит на второй план, в среднесрочной перспективе действий по интеграции Украины не предвидится»
Интересно, но роли СНГ в концепции отводится больше места, чем ЕАЭС. «Россия работает над дальнейшей реализацией потенциала СНГ, укреплением Содружества в качестве влиятельной региональной организации, форума для многостороннего политического диалога, а также в качестве механизма многопланового сотрудничества в сфере экономики, гуманитарного взаимодействия, борьбы с традиционными и новыми вызовами и угрозами».
Вместе с этим подчеркивается, что
Россия будет делать все, чтобы соблюдалось «всеобъемлющее выполнение государствами-участниками СНГ обязательств в рамках региональных интеграционных структур с российским участием,
а также обеспечение дальнейшего развития интеграции и взаимовыгодного сотрудничества на пространстве СНГ».
Еще один важный пункт касается российских соотечественников. В концепции сказано, что Россия «уделяет особое внимание поддержке соотечественников, проживающих в государствах-участниках СНГ, совершенствованию международно-правовых инструментов защиты их прав и законных интересов в образовательной, языковой, социальной, трудовой, гуманитарной и иных сферах».
В новой редакции концепции добавилась многозначительная задача, которой не было в 2013 году. Это «укрепление позиций российских СМИ в глобальном информационном пространстве».
Такая постановка вопроса согласуется с новой военной доктриной РФ, где информационные опасности занимают видное место. Поэтому
следует ожидать усиления поддержки информационных проектов России на внешнеполитическом направлении
Что, в принципе, мы видим в последние несколько лет.
В новой концепции Россия выступает не только за традиционное «укрепление» ШОС, как было прописано в 2013 году, но и за «расширение» организации, — отмечает «Евразия.Эксперт». «Москва настроена на формирование экономического партнерства ЕАЭС, ШОС и АСЕАН». Таким образом,
задача выстраивания отношений с ЕС отходит на дальний горизонт, а непосредственную работу решено вести по налаживанию связей с азиатскими государствами
То есть общий посыл здесь таков: в приоритетах страны ЕС уступают первое место Азии. Конечно, Европа по-прежнему находится в фокусе пристального внимания Москвы, хотя ставок на интеграцию в обозримом будущем нет.
Корень многих международных бед, особенно на Ближнем Востоке, в Москве видят так: «навязываемые извне идеологические ценности и рецепты модернизации политической системы государств усилили негативную реакцию общества».
Для совместных действий на мировом уровне по борьбе с вызовами авторы новой Концепции предлагают опираться на «духовно-нравственный потенциал основных мировых религий».
Основная роль России в «международных делах и развитии мировой цивилизации» представляется в качестве «уравновешивающего фактора»
«Следовательно, речь не идет об «изобретении» некоей волшебной идеологии в высоких кабинетах, которая вчерашних оппонентов превратит в друзей Москвы. Вместо этого предложен прагматичный, в меру консервативный подход», — пишет Вячеслав Сутырин.
Но не будем забывать: за красивыми идеологическими мемами часто маскируется лишь хитрый способ выбивания уступок «на личную идею», а не на общее дело.
Судьба России: возможен ли разворот от Европы к Востоку? 2 часть