В эфире программы «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым» российские эксперты дали оценку переговорам в Астане.
Российский востоковед и экономист, один из ведущих специалистов в области ближневосточной политики Евгений Сатановский дал оценку сирийским переговорам в Астане. Эксперт стал гостем программы «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым», которая вышла в эфир вечером 23 января на телеканале «Россия».
Как сообщил Сатановский, на фоне переговоров в столице Казахстана в Сирии началось наступление боевиков ДАИШ на изолированный анклав в городе Дейр-эз-Зор. В ответ шесть российских бомбардировщиков Ту-22М3 нанесли бомбовый удар по позициям террористической организации.
— Величие астанинского формата в нескольких вещах, во-первых, там не все. Это страшно здорово. Потому что любой женатый человек знает, что если на первое свидание привезти с собой свою маму с папой, будущую тещу с тестем, еще всех родственников по линии жены и соседей, то, скорее всего, это процентов на сто, из этого ничего не получится. Женева была именно этим.
То, что сейчас происходит в Астане, это абсолютно уникально. У нас когда было так, что десятки тысяч боевиков выводились из состояния гражданской войны методом переговоров. Отродясь такого не было. За стол двух соседей — Иран и Турцию — посадили мы. Чего опять-таки никогда не было. В этом плане аплодирую стоя, — подчеркнул российский эксперт.
Кроме того, как передают РИА Новости, глава российской делегации на переговорах в Астане Александр Лаврентьев 23 января не смог свести «в одной комнате» делегации властей Сирии и оппозиции для прямых переговоров.
— Тем не менее примечательно, что они были на открытии, смотрели друг другу в глаза, выслушали приветствия, выслушали заявления, которые были сказаны им, и воздержались, как я подчеркивал ранее, от каких-то резких действий друг к другу. Я считаю, это очень положительный шаг.
Если вначале члены делегации были в каком-то напряженном состоянии, то потом этот уровень какого-то недоверия, который вначале мы наблюдали со стороны, сошел значительно на нет, и они все-таки поняли, что в лице Российской Федерации они имеют дело с надежным партнером, — добавил Лаврентьев.
В свою очередь политический советник спецпосланника ООН по Сирии Виталий Наумкин отметил, что задача-минимум межсирийских переговоров в Астане — это обеспечение режима прекращения огня, а максимум — сохранение единства Сирии и выход на политический процесс в Женеве.
— Как я вижу логику этого процесса — именно в том, чтобы отсечь самую экстремистскую террористическую часть спектра тех, кто воюет с Асадом. Это прежде всего так называемое ДАИШ, «Джебхат-ан-Нусра». Еще есть группа «Джунуд аль-Акса», которая признана международным сообществом как террористическая. И вот задача-минимум это всех, кроме этих страшных людей, которые головы отпиливают ножами, их отсечь, а всех остальных попытаться помирить… Обеспечить режим прекращения огня. Это военный трек этого мирного процесса, а предстоит еще трек политический, — сообщил Наумкин в эфире телеканала «Россия 24».
Им была отмечена важность того, что в переговорах участвуют именно реальные участники боевых действий в Сирии и те, кто имеет непосредственное влияние на ситуацию «на земле», в том числе радикальные оппозиционеры и исламисты.
Курдские отряды самообороны заявили, что не намерены придерживаться решений, которые будут приняты на переговорах в Астане.
«Мы не будем придерживаться каких-либо решений, которые будут результатом конференции в Астане… Мы полагаем, что участвующие в переговорах стороны и страны-покровители являются частью серьезного кризиса в Сирии, и им не хватает решений, нужных сирийскому народу», — говорится в заявлении.
Как считают курды, для того чтобы разрешить кризис необходимо провести консультации с участием представителей всех населяющих Сирию национальностей и конфессий.