Будучи министром иностранных дел, Марат Тажин настоял на том, чтобы в дипломатической переписке с Россией дипломаты Казахстана использовали казахский язык.
Портал Qazaquni.kz опубликовал отрывок из книги воспоминаний известного дипломата, большого патриота казахского языка Сайлау Батыршаулы о нынешнем заместителе руководителя Администрации президента страны Марате Тажине.
В своем эссе дипломат вспомнил историю, когда Тажин проявил принципиальность в вопросах использования государственного языка Казахстана.
Марат Тажин
«Когда Марата Тажина назначили министром иностранных дел, он проводил совещания на казахском языке, все доклады делал на государственном языке.
Видя такое положение дел, однажды я выступил с предложением — ноты, направляемые в другие страны, готовить на казахском языке. Такова была международная практика — все страны мира направляют ноты на своем государственном языке. Марат Тажин поддержал мою инициативу.
Однако против такого решения нашего министерства выступил тогдашний посол Российской Федерации в Казахстане Михаил Бочарников. И к нам через посольство Туркменистана поступила нота протеста дуайена (старшего по дипломатическому классу и времени аккредитования в данной стране дипломатического представителя) дипломатического корпуса того времени.
В ней посольство выразило свое несогласие с таким решением министерства иностранных дел Казахстана. Они отмечали, что во многих посольствах не понимают казахского языка, в связи с этим говорили о необходимости в будущем направления нот на русском языке…
Когда я об этом сообщил главе нашего дипломатического корпуса, он сказал, что будем продолжать готовить ноты на казахском языке. И ответ дуайену направил на государственном языке страны:
«Согласно международной практике, делопроизводство ведется на государственном языке страны. А согласно Конституции страны, государственный язык Казахстана — казахский язык. А если кто-то не владеет казахским языком, то по существующим правилам может воспользоваться услугами переводчика».
Так мы не отступили от выбранного курса. Министр Марат Тажин был тверд».