Казахстан ввел ограничение на транзит кыргызских товаров, что в Кыргызстане восприняли как элемент торговой войны.
Начало 2017 года «обрадовало» кыргызских экспортёров продовольствия новостью о том, что Казахстан ввел ограничение на транзит их продукции через свою территорию. 6 января советник директора Государственной инспекции по ветеринарной и фитосанитарной безопасности КР Толонбек Ырсалиев подтвердил эту информацию. По словам чиновника, Казахстан с начала текущего года запретил осуществлять транзит в Россию автотранспортом ряда товаров, подлежащих ветеринарному контролю.
Запрет касается 15 кыргызских молочных и мясных предприятий, включенных в реестр ЕАЭС Россельхознадзора. Теперь они не могут провозить свою продукцию, поставляемую в Россию, через Казахстан автотранспортом, который к настоящему моменту является основным для кыргызских экспортеров.
Транзит возможен лишь железнодорожным путём
Как заявил вице-премьер Кыргызстана Олег Панкратов, кыргызская система ветеринарного контроля до сих пор не признана эквивалентной нормам стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). По его мнению, большая удача, что Казахстан разрешил провозить товары в опломбированных вагонах по железной дороге.
— Хорошо, что Казахстан разрешил возить наши товары хотя бы железнодорожным транспортом. На заседании Высшего евразийского экономического союза в Санкт-Петербурге нам удалось договориться с Казахстаном по этому вопросу. В результате они разрешили провозить мясную и молочную продукцию данным видом транспорта, — заявил вице-премьер на парламентском заседании комитета по экономической и фискальной политике.
Как полагает политолог Курманбек Алиев, запрет на транзит молочных, мясных и рыбных продуктов питания автотранспортом связан с опасением казахстанских коллег, что товары эти отнюдь не транзитные.
— В мировой практике распространены случаи, когда в страну направлялся якобы транзитный товар, но в итоге в ней же и оставался. Возможно, у казахстанцев есть поводы для беспокойства. В случае же отправки товара железнодорожным путём, такая возможность минимизирована, — считает Алиев.
Что происходит в торговых отношениях между соседями, рассказала эксперт-экономист из Кыргызстана Нургуль Акимова.
— У Кыргызской Республики и Республики Казахстан давние дружеские и торговые отношения. Около 15% экспорта КР сбывает в соседнюю страну. В свою очередь РК замыкает десятку стран-импортеров в Кыргызстан. Кыргызстанцы с удовольствием потребляют продукты питания, произведенные в РК. Из нашей страны в Казахстан поставляется текстиль, молочная продукция, мясо и другое, — поясняет эксперт.
Повлияло на торговые отношения и изменение курса национальной валюты Казахстана.
— Конечно, во внешнеэкономических отношениях существенную роль играет курс национальный валюты по отношению к резервной валюте. Практика показывает, что снижение курса национальной валюты, вопреки убеждениям некоторых экспертов, в целом, негативно влияет на страну-экспортера, если речь идёт о среднесрочной и долгосрочной перспективе. Снижение стоимости национальной валюты, прежде всего, снижает уровень платежеспособности населения. Практически все страны мира так или иначе нуждаются в импорте, и в ситуации, когда сбывать товары в нужных объёмах не получается, а импортировать дорого, от этого проигрывают все, — отмечает Акимова.
Эксперт подчёркивает, что после взятия на себя определённых обязательств в рамках ЕАЭС и подписания международно-нормативных актов, Кыргызстану придётся поступиться национальными интересами.
— Казахстан для Кыргызстана — это первая транзитная граница на западном направлении, то есть в страны ЕАЭС и ЕС. В целом, страны Центральной Азии имеют хороший потенциал и обычно все вопросы, какими бы сложными они ни были, решаются за столом переговоров.
Понятно, что в вопросах торговли совершенно естественным образом любое правительство будет защищать внутренний рынок с целью поддержки отечественных производителей — в этом состоят его обязанности перед населением
Другой вопрос, что международные нормативные акты пресекают так называемые «патриотические» действия, — считает Нургуль Акимова.
Ситуация должна проясниться в феврале, когда Казахстан должен дать внятный ответ о причинах, побудивших его к введению ограничений для кыргызских экспортеров. К тому же в нынешнем году вице-премьер Кыргызстана Олег Панкратов возглавил Совет Евразийской экономической комиссии ЕАЭС. Это предоставит Кыргызстану дополнительные рычаги воздействия на страны-партнеры по интеграционному объединению на переговорах.
Источник: Информационно-аналитический центр