Расширение полномочий правительства и парламента не оставит этим органам времени на внутренние распри, считает известный политолог.
Казахстанский политолог Эдуард Полетаев прокомментировал планируемую реформу Конституции Казахстана. Эксперт придерживается распространенного среди отечественных экспертов мнения, что реформа не затронет основ государства. Однако и «косметической процедурой» ее назвать нельзя, уверен Полетаев.
По словам эксперта, досрочные выборы в мажилис не исключены, но их целесообразность вызывает сомнения.
«Предположить его досрочный роспуск можно, тем более, что он неоднократно досрочно распускался ранее. Однако слишком мал срок у нынешнего созыва, так что не понятно, насколько это целесообразно, учитывая к тому же, что пока не известен окончательный вариант поправок в Конституцию. Этот же созыв во второй сессии и должен принять поправки. А выборы — это стрессовая ситуация, мобилизующая политсистему. Не факт, что необходимо делать это слишком часто», —
цитирует политолога newtimes.kz.
По словам Полетаева, из всей статьи 70 Конституции меняется только пункт 1.
«Согласно действующей Конституции, перед избранным мажилисом премьер ставит вопрос о доверии правительству, и в случае выражения оного, правительство продолжает работать. Также правительство и любой его член вправе заявить президенту о своей отставке, если считают невозможным дальнейшее осуществление возложенных на них функций, либо если парламент выразил кабмину вотум недоверия, —
отмечает эксперт. —
Кроме того, глава государства по собственной инициативе вправе принять решение о прекращении полномочий правительства и освободить от должности любого его члена. Это из статьи 70 Конституции. Судя по предлагаемым поправкам, в ней меняется только пункт 1. Правительству предложено слагать свои полномочия не перед вновь избранным президентом, а перед вновь созванным мажилисом».
Между тем, Полетаев допускает, что перераспределение полномочий — это первый этап более масштабной конституционной реформы. Однако правительству и парламенту понадобится определенное время, чтобы привыкнуть к новым полномочиям.
«На практике сфера распределения ответственности и полномочий сложнее, чем предполагается на первый взгляд. И правительству и парламенту нужно некоторое время, чтобы вжиться в новые обязанности, соответственно работая более эффективно. И распрей будет меньше — они, как правило, возникают как раз тогда, когда их участники не загружены работой «по уши», —
утверждает эксперт.
По словам политолога, тот факт, что президент заявил о перераспределении полномочий во власти в форме специального обращения к народу, говорит о важности, которую глава государства придает этому вопросу.