В Казахстане автодороги являются основным, а для многих регионов – единственным средством сообщения.
За последние десять лет в РК доля автотранспорта в объеме грузооборота возросла с 16% почти до 32%. Поэтому на строительство и содержание дорог государство выделяет колоссальные средства. А вот насколько эффективно они тратятся? На этот и другие вопросы порталу 365info.kz ответил министр по инвестициям и развитию РК Женис Касымбек.
— Господин министр, в феврале 2016 года вы сказали, что обеспеченность техникой у «Казавтодора» в некоторых областях составляет всего 30%. То есть техники не хватает. И надо сократить количество реконструируемых дорог…
— Да. Увеличить в пользу увеличения расходов на содержание.
— Только таким способом можно решить этот вопрос?
— За последние десятилетия сложилась ситуация, когда содержание дорог с учетом изменения курса тенге и других процессов осталось на уровне 10-летней давности. Тогда протяженность дорог была другая, и их качество другое. Теперь мы говорим, что
расходы на содержание дорог до текущего 2016 года составляли примерно 30% от потребности
В сравнении с нашими соседями это показывает нас в не лучшем свете. Но с учетом, что этот вопрос был озвучен в феврале, летом мы его в правительстве снова обсуждали. На одном из последних заседаний поднимался вопрос транспортной инфраструктуры, чтобы мы смогли в бюджете 2017, 2018, 2019 годов эту ситуацию коренным образом переломить. Мы действительно на каких-то участках сократили объемы капитального строительства. За счет этого подняли размеры финансирования на содержание. То есть мы хотим в хорошем состоянии содержать то, что построено.
— Наши читатели по поводу качества дорог прислали мне много нареканий и замечаний. Одно из них -участок Жамбылской области коридора Западный Китай–Западная Европа. Только построили бетонную дорогу — и уже приходится чинить. Почему?
— Этот участок я знаю. Я неоднократно проезжал участок от Оренбурга до Хоргоса по всей протяженности. Он один из трех проблемных в районе моста в сторону Кордая, Мерке. Интенсивный участок, на котором работала турецко-корейская компания. Речь идет об отшелушивании верхнего слоя цемента. То есть некачественный цемент был уложен.
Этот проект был построен за счет внешних займов, но нами ведется жесткий контроль качества. Есть договорные условия от 2 до 5 лет. Подрядчик обязан содержать в нормативном состоянии за счет своих средств – без бюджета и дополнительного финансирования, должен сам ликвидировать эти дефекты. И сроки эти будут увеличиваться дополнительно.
В случае появления дефектов сроки нормативного содержания дороги по «принципу домино» будут продлеваться
Второй участок — между Туркестаном и Шымкентом. Там работала корейская компания – одна из крупнейших в мире. Была допущена ошибка: арматура положена не соответствующим образом. И хотя визуальных дефектов не было, наши инженеры при тестировании берут пробы. Строители вынуждены были на протяжении 25-28 км полностью снять и переложить.
— Следующий вопрос – постоянный перенос сроков сдачи таких важных магистралей, как Астана-Павлодар или БАКАД. В 2014 году тогдашний министр транспорта и коммуникаций РК Аскар Жумагалиев объявил, что в 2016 году дорога будет закончена. То есть сейчас. А ее еще не начинали.
— Хороший вопрос. БАКАД – это важная транспортная артерия для алматинской агломерации и области в целом. Мы этот проект планировали начать еще 5 лет назад. Но вы помните — цены на землю и недвижимость были очень высокими. Стоимость выкупа земли на этой трассе доходила почти до 60 млрд тенге. Мы вынуждены были заморозить этот проект. С 2011-2012 годов было падение стоимости на недвижимость.
Акимат Алматинской области выкупил эту землю по цене в 5 раз дешевле, чем та, что была в 2008-2009 годах
Это первая причина сроков. Второе – мы этот проект реализовываем через государственно-частное партнерство. Под этот проект мы создали большую рабочую группу. Были внесены изменения с требованиями международных стандартов законодательства о концессии. Конкурсная документация была подготовлена в 2014 году. В 2015 конкурс был объявлен. Объявляли при одной стоимости, а после изменения курса тенге осенью 2015 года до декабря многие потенциальные участники конкурса заявили суммы, в 2-3 раза превышающие сумму, которую государство предлагало гарантировать. Это форс-мажор. Условно, государство ставило сумму 10 тенге, а они заходят и просят 200 тенге. Смысл этого проекта в том, что частник приходит, вкладывает свои деньги и эксплуатирует дорогу более 20 лет. Государство получает плату и равными долями возвращает сумму, которую частник инвестировал на строительно-монтажные работы и содержание. Плюс интерес компании. Также понимание, что 80% составляют заемные деньги, проценты банков. Но
по нашей модели, с учетом платности, все равно дорога окупалась бы в течение 20 лет
Сегодня, когда потенциальные участники конкурса дали цены в 2-2,5 раза выше с учетом опасения по валютным рискам, мы с этим, естественно, не соглашаемся, ведем жесткие переговоры. У нас есть консорциум, который определен лучшим. Но мы с ними полгода ведем переговоры на снижение стоимости проекта. Стоимость я вам сейчас не могу сказать.
— Так когда будет дорога?
— Вы слышали, что сказал президент, когда посещал Алматы, — строительство начнется в 2017 году. Планируем в третьем квартале 2017 года начать.
— А трасса Астана – Павлодар? Срок передвигается и передвигается…
— Здесь совсем другая проблема. Мы одновременно реализуем множество проектов. Если мы в год сдаем около 900 км дорог, значит мы одновременно работаем на 40-50 участках. Но бюджет не резиновый, есть приоритеты. В этом году необходимо завершить Алматы – Капшагай -Талдыкорган. Дорога уже на финишной стадии. Поэтому мы ее строительство максимально профинансировали.
И если вы летом поедете в Капшагай, то увидите качество — это как трасса на Боровое, которую сдали в 2009 году и ни одного ремонта не проводили
Трасса Капшагай до Талдыкоргана в целом уже сдана. Есть моменты с обустройством – светофоры, знаки. Это мы завершим в первом-втором квартале 2017 года. В более завершенном режиме сейчас находится дорога на Темиртау. Здесь требуется меньше денег, чем на Павлодарском направлении. В плане Павлодара: мы могли бы завершить в 2016 году в случае нормативного финансирования бюджета. Нужно учесть меняющиеся цены на импортную продукцию. Исходя из этого, сроки по Павлодару мы перенесли, но в следующем году он — основной приоритет. Мы обязаны сдать этот большой участок с серьезным трафиком. Это транзит на Россию, транзитный ход направления на Китай.
— Президент страны неоднократно подчеркивал необходимость развития туризма, в частности, внутреннего. Но ко многим туристическим объектам просто нет дороги. Это касается, например, Тамгалы-Тас вблизи Алматы. Я уже не говорю про дорогу на Алаколь, где можно потерять подвеску и собственные зубы. Трудно доехать до Усть-Каменогорска, где находится немало туристических объектов.
— Очень хороший вопрос. Ведь наше министерство курирует и вопросы туризма. Действительно, транспортная доступность к объектам туризма – один из краеугольных камней в вопросах развития туризма. У нас есть 6-7 основных туристических кластеров: Алаколь, целый комплекс в ВКО, Кендерли в Мангыстауской области. Заповедники: Тамгалы-Тас, в сторону Чарынского каньона и так далее. Все эти проекты у нас в списке есть.
В следующем году мы планируем начать дорогу Талдыкорган – Калбатау – Семей — Оскемен. Будут ответвления Ушарал — Достык
Но вы понимаете, когда идет соотношение построить трассу Алматы-Талдыкорган или дорогу Ушарал — Достык начать, то конечно, строим сначала там, где проходит больше машин. А когда здесь закончили, очередь дошла и до Ушарал — Достык.
У меня много друзей, они постоянно жалуются: ездил на Алаколь в этом году, оставил там 3-4 шины
Но я знаю, что и область там активно работает. Местную дорогу, которая будет ответвляться от республиканской, тоже строят. Хочу отметить, что Алматинская область ежегодно тратит около 10 млрд на местную сеть областных дорог. По качеству местной сети Алматинская область находится в лидерах.
В следующем году в акимате области хотят реконструировать аэропорт Ушарал, который находится рядом. Мы оговорились, что в таком случае мы будем способствовать открытию там «Казаэронавигации». То есть малая авиация будет долетать до Ушарала, а там уже совсем небольшое плечо автомобилем до Алаколя. По востоку мы начали работу по Осиновскому перевалу. Это курортный район в ВКО, который в этом году мы начали финансировать.
— Нам приходит много писем от водителей, путешествующим по дорогам страны. Вот есть предложение восстановить Дорожный фонд, который у нас был до 1999 года. Внебюджетный фонд именно на дороги.
— Этот вопрос часто подымается. Но у нас же единые принципы бюджетирования. У нас один бюджетный кодекс. И он не предполагает создания и функционирования внебюджетных фондов. Тем не менее, финансирование дорожной отрасли последние 10 лет находится в приоритете. 11 крупнейших проектов по Казахстану являются основой программы «Нурлы жол». Сегодня я, как министр, который отвечает за эту отрасль, считаю, что финансирование идет на конкретные большие проекты неплохо.
Вот в первом квартале следующего года начнутся подготовительные работы по участку от Алматы до Жамбыла по трассе Курты – Бурфлбайтал. Это самый разбитый участок…
— Не говорите. Большинство вопросов по этому участку.
— Мы совместно с Европейским банком реконструкции и развития этот проект начнем. Потому что состояние этой дороги самое неудовлетворительное.
Теперь по участку от Астаны до Оскемена через Павлодар. Павлодар мы уже обозначили, на следующий год сдадим. Идут работы на участке от Павлодара до Семея. От Талдыкоргана идем до Семея на восток. Это участок планируем завершить до 2018-2019 года. Талдыкорган — Оскемен и от Оскемена до Астаны через Павлодар и Семей. То есть соединили центр с востоком и центр с югом. Трасса Западная Европа — Западный Китай проходит через 5 южных областей на запад. Проблема остается в соединении центра с западом. От Атырау до Актау дорогу завершаем в следующем году. Остается участок между Актобе и Атырау.
— Один водитель писал об этом.
— Потому что проблемы видны. Актобе – Атырау — Астрахань. Между Атырау и Актобе мы начали работу на двух участках. Но самый проблемный участок — это Атырау — Астрахань. Российская сторона держит дорогу в хорошем состоянии. Мы начинаем эту дорогу в первом-втором квартале 2017 года. Вы знаете, как сегодня из Атырау в Актобе ездят?
— Через Уральск. 500 километров круг.
— Потому что мы построили хорошую дорогу Уральск — Актобе. Надеемся, что в течение 2 лет этот проект завершим. В этом случае существующую сеть республиканских дорог мы полностью реконструируем до 2020 года.
— Проблема — местные дороги. Когда мы говорим о международных рейтингах, что дорожная отрасль отстает от других отраслей, то на 99% это связано с состоянием местной сети. Местная сеть финансируется из двух источников — местного и республиканского бюджетов.
Республика выделяет на всю сеть дорог страны (60 тысяч км) сумму в районе 40 млрд тенге с учетом Алматы и Астаны
А вот области выделяют немного. Вводили систему, что республиканский бюджет будет держать паритет. Если область даст 5 млрд, тогда и республика даст 5 млрд. Так мы хотели стимулировать область.
И сегодня несколько областей активно финансируют строительство дорог. Это ЮКО, Алматинская область и еще пара. Но большинство областей финансируется по остаточному принципу. Мы понимаем, что есть другие проблемы – садики, школы, другие бюджетные организации. Но
мы считаем, что наступило время обратить внимание на вопросы инфраструктуры
Республиканская сеть уже хорошая. Люди это видят. В то же время бывает, что от хорошей дороги до своего поселка жители просто не могут доехать.
— Вы осветили почти все проблемные участки. Но не сказали еще про один. Это Жезказган-Кызылорда.
— Есть такой участок. В приоритетах мы его ставили на 2018-2019 год. Все зависит от возможностей бюджета. Если мы говорим, что хотим завершить центр-юг, центр-восток, центр-запад, то этот участок у нас остается на 2018-2019 год. До этого я, говоря откровенно, не вижу источника финансирования.
— Многие водители– дальнобойщики спрашивают, когда планируют вводить платные дороги? Какая ориентировочная стоимость за 1 км для грузовых и легковых авто? Выбрали ли оператора? Чей опыт будет учитываться при введении платы? Будут ли льготы казахстанским перевозчикам?
— Тарифы утвержденные. При езде по платным дорогам
тариф для легковых автомобилей — 1 тенге /км. Для грузовых — 4 тенге/км
Других тарифов в Казахстане нет. Для сравнения: если вы едите из Пекина в Шанхай, стоимость на различных участках повышают в 10-15 раз. Не буду говорить про европейские цены, но и в России цены в разы выше. С одной стороны, это хорошо. С другой, мы этот вопрос сильно социализируем. Мы должны понимать, что в перспективе стоимость содержания дорог растет. Цена на ГСМ не такая, как три года назад, стоимость оборудования в тенге уже другая, а дорога как была 4 тенге/км, так и осталась. Вот сегодня содержание дороги Астана-Боровое в соответствии с нормативами на 100%…
— Эта дорога самоокупаема?
— Да. Мы хотим перевести 7000 км дорог Казахстана (это примерно третья часть) на платный формат. Две трети останутся бесплатными.
Платными будут дороги с очень высоким трафиком: Астана — Темиртау, Астана — Павлодар, Капшагайская трасса, обходы городов
Потому что сегодня у нас новая концепция. Мы не заходим в город большой дорогой. Мы должны обойти Астану, Алматы и так далее. Это снижает количество ДТП и заторов в населенных пунктах. Разные участки платность будут вводить по-разному. Часть участков будет платными только для грузовых автомобилей — это участок после Астаны до Атбасара. Платными будут дороги первой категории – шестиполосные – и для легковых, и для грузовых. Категории ниже — только для грузовых машин. Но люди, живущие в прилегающих к автобану районах, имеют льготы. Так, в дороге на Боровое мы проходим пять районов. Если машина зарегистрирована в этих районах, то житель имеет право приобрести абонемент. Оплата за год — 1000 тенге.
— Головная боль для алматинцев — оптовый рынок «Алтын орда». Что с ним делать?
— Сейчас идет проектирование этого участка. Мы планируем до марта завершить проектные работы. Национальная компания «Казавтожол» приступит к работе в следующем году. К концу следующего года мы планируем завершить реконструкцию этого участка.
— Что там будет?
— Будет расширение дороги. Появятся транзитные участки. В середине — минимум 4 полосы. Две в одну сторону, две в другую. Водители смогут ехать, не понижая скорость.
Если есть необходимость выехать за пределы дороги, на рынки или в близлежащие поселки, вы можете запросто съехать
За оградой будет второстепенная дорога. Тоже республиканская, такого же качества, только с остановками и перекрестками, а четыре полосы транзитом пойдут безостановочно в сторону Алматы или в сторону Жамбылской области. То есть проезд на этом участке значительно упростится.
— Спасибо, господин министр, что нашли время для встречи с нами!