Создание Рабочей группы по перераспределению полномочий между ветвями власти породило сразу волну разговоров — что будет, если существующая вертикаль власти разрушится?
— Одним из возможных факторов, повлиявших на создание данной рабочей группы, скорее всего, стала ситуация в соседнем Узбекистане, — говорит известный политолог, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарёв. — Смена руководства в этой стране, которая произошла после смерти первого президента РУ Ислама Каримова, дала новый повод задуматься, а как этот процесс пройдет у нас?
В Узбекистане транзит власти прошел вполне стабильно, но у нас вряд ли так получится.
Поэтому к нему следует серьезно готовиться, особенно с точки зрения усиления ключевых институтов государственной власти.
— То есть у нас начнется хаотичная борьба за власть? А разве уже не началась? О чем говорит череда громких арестов?
— Сейчас идет очередной виток противостояния разных групп влияния внутри правящей элиты, что отражается на госаппарате, экономике и медийной сфере. За последнее время довольно большое количество высокопоставленных чиновников и видных бизнесменов привлечено к уголовной ответственности. Причем уже трудно сказать, насколько глава государства контролирует эту ситуацию. Поэтому
создание данной рабочей группы именно сейчас, на мой взгляд, обусловлено стремлением несколько успокоить правящую элиту
а заодно и все общество. Кроме того, свою роль здесь играет еще и фактор иностранных инвесторов. Тем более в преддверии «ЭКСПО-2017». Иностранцы весьма пристально смотрят на стабильность ситуации в стране, где они работают и куда готовы прийти. Их очень интересует вопрос соблюдения «правил игры». И руководство страны дало определенный сигнал всему казахстанскому обществу, элите и иностранным инвесторам.
— Некоторые политологи высказывали мнение, что централизация власти имеет гораздо больше плюсов, чем децентрализация.
— Как мы видим, в нашем случае централизация не очень-то способствует стабильности. Достаточно отметить теракты в 2011 и 2016 гг., прошлогодние «земельные» митинги, многочисленные сбои в системе государственного управления, угрожающие масштабы коррупции. Это значит, что централизация сама по себе не является панацеей от всевозможных проблем.
— Перераспределение власти выльется в конституционную реформу. Как считаете, будет референдум или все решится в стенах парламента?
— В проекте одного из официальных документов было отмечено включение в перечень законопроектов, разрабатываемых правительством, возможных поправок в закон о республиканском референдуме. Если это принято, то подготовка к референдуму в целях внесения разрабатываемых поправок в Конституцию РК не исключена. Хотя все может пройти и через принятие парламентом, как это было в 1998 и 2007 гг. В любом случае сначала рабочей группе дадут время поработать, возможно, будут проведены какие-либо открытые мероприятия с приглашением экспертов и представителей общественности. Следующим этапом, скорее всего, станет представление внимания разработанных группой предложений широкой общественности для всенародного обсуждения.
— Первый этап как надолго затянется?
— Трудно сказать. Как помните, в феврале 2015 года президент впервые заявил о необходимости проведения такой политической реформы. А спустя чуть менее двух лет он создал данную рабочую группу. В принципе,
главе государства торопиться некуда.
Он, кстати, заявил в прошлом году, что рассматривает возможность переизбрания в 2020 году. Поэтому сейчас речь идет не столько о подготовке к транзиту власти, сколько об отмеченном выше сигнале заинтересованным кругам.
— Неизвестно, кто персонально вошел в состав рабочей группы, но сообщалось, что это представители парламента, правительства, Верховного суда и других государственных органов, а также представители юридической общественности и научно-экспертного сообщества. Не случится ли так, что все они будут «тянуть одеяло» на себя?
— У нас уже имеется опыт, в частности, работы Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ, чьи предложения легли в основу конституционной реформы 2007 года. Думаю, и в этот раз все пройдет в подобном формате без каких-либо эксцессов. Другое дело, что власть вряд ли пригласит в работу группу представителей оппозиции. Хотя у них за время деятельности в разных партиях и движениях накоплено очень много предложений по конституционному реформированию высших органов государственной власти.
— А в оппозиции у нас сейчас кто? Лидеров оппозиции в последнее время не видно и не слышно.
— Официально в оппозиции находится Общенациональная социал-демократическая партия во главе с Жармаханом Туякбаем. Есть также группа гражданских активистов, которые в настоящее время действуют вне всяких партий. Однако власть с данными оппонентами практически не считается либо действует в отношениях с ними избирательно.