Исламисты из ДАИШ подали Китаю повод для увеличения военного присутствия за пределами страны.
В ноябре 2015 г. палачи ДАИШ казнили гражданина КНР, консультанта по рекламе и судя по собственным высказываниям в сети – «бродягу» Феня Цзиньхуя. В китайском секторе интернета активисты сети подвергли жесткой критике правительство КНР за отсутствие решительных мер возмездия.
Один из них на платформе Weibo написал, что Китаю настало время расправить плечи и вести себя как великая держава. Дальше вопросы стали обретать стратегический характер – как теперь страна, когда ведется реализация проекта «Один пояс — один путь» (ОПОП), будет бороться с терроризмом внутри и за пределами КНР? Профессор Университета Циньхуа Жао Кейсинь считает, что по мере экспансии проекта Китай не сможет обойти такие вопросы, как, например, ДАИШ.
Очень долгое время основной террористической проблемой КНР являлся Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР, через территорию которого совершается примерно 70% всей торговли Китая и Центральной Азии. После террористического акта в Париже правительство Китая, выражая соболезнования народу Франции, напомнило миру о террористической атаке на шахту на северо-западе Синьцзяна, в которой было убито 50 человек. Министр МИД КНР Ванг Йи тогда сказал, что Китай «…тоже жертва терроризма».
Китай предпринимал шаги к обеспечению стабильности Синьцзяня задолго до анонсирования проекта ОПОП. Его обеспокоенность привела к более тесному сотрудничеству со странами Центральной Азии в сфере борьбы с терроризмом. В рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) КНР и государства Центральной Азии обмениваются информацией и практическим опытом в этой сфере – в рамках Региональной антитеррористической структуры. С 2002 г. КНР приняла участие в не менее чем 15 совместных учениях и маневрах, из которых 14 были посвящены исключительно борьбе с терроризмом. Учения проходили как в КНР, так и в различных республиках региона. Вооруженные силы КНР получили ценный опыт работы в различных климатических и географических условиях, подготавливая себя к работе на глобальном уровне. На последней встрече участников ШОС премьер-министр КНР сказал, что странам ШОС следует еще теснее работать вместе с угрозами со стороны ДАИШ. Первый такой шаг уже сделан – в октябре Китай и Казахстан отдельно огласили новую инициативу более тесного сотрудничества и взаимодействия в области борьбы с терроризмом, включая подготовку в КНР казахстанского спецназа.
Большая часть проекта «Один пояс — один путь» будет пролегать по суше Евразии, а плотнее всего – в Синьцзяне и Центральной Азии, где будет построена новая энергетическая и транспортная инфраструктура. Это подразумевает большое количество въезжающих ханьцев, представителей этнического большинства, безопасность которых надо будет обеспечивать очень серьезно. Иначе будут жертвы, как, например, три руководящих работника Китайской железнодорожно-строительной корпорации, убитые террористами «Аль-Каеды» в Отеле «Рэдиссон» в Бамако, Мали. Оснований для беспокойства добавляют постоянно выпускаемые в Сеть ролики с призывами к мусульманам КНР «браться за оружие».
Американский журналист Эндрю Боуи пишет в The Wall Street Journal, что реализация «Один пояс — один путь», скорее всего, «вскроет критически важные упущения и недоработки, включая отсутствие военного присутствия и опыта операций на земле в рамках решения комплексных задач по обеспечению безопасности».
Сегодня китайские граждане, работающие за рубежом, защищены местными органами правопорядка и обороны. В некоторых локальных случаях КНР полагается на ресурсы России. Растущее военное присутствие России в Центральной Азии, а также усилия Америки в этой же области также могут повлиять на состояние безопасности Китая в регионе. По мере сокращения присутствия войск США на территории Афганистана, Китаю придется думать, как обеспечивать безопасность своих инвестиций, например, в афганскую медную шахту «Айнак».
Тем не менее,
в КНР уже принят новый антитеррористический закон, по которому подразделения Народно-освободительной армии Китая (НОАК) и других силовых ведомств КНР смогут проводить активные операции за пределами Китая
при условии разрешения со стороны принимающих сторон. В обеспечение реализации данного закона на территории Китая, а точнее, в непосредственной близости к границам с республиками Центральной Азии, учреждены пять новых военных округов, в составе которых служит примерно одна треть от всего личного состава НОАК, чтобы в случае нестабильности в Центральной Азии быть в полной боевой готовности к приглашению войти в регион. На случаи отсутствия законодательных обоснований для использования НОАК предусмотрено создание частных армий. При этом китайскими военными на уровне ШОС проталкивается инициатива, которую простыми словами можно назвать связыванием экономики и безопасности в одно целое, чтобы НОАК по умолчанию использовалась для защиты экономических интересов страны на глобальном уровне.
Если по сегодняшний день редакция сайта собирала информацию из области экономики и политического аспекта проекта ОПОП, то за последнее время китайские и западные СМИ добавили тем для наблюдения, а точнее – растущих намерений Китая законодательно оформить глобальное применение своих вооруженных сил в странах, где есть китайские инвестиции, нестабильность и местные правительства, просящие китайской помощи.
По последним публикациям китайских СМИ