Владимир Путин заявил, что приоритетом внешней политики России было и остается дальнейшее углубление сотрудничества в ЕАЭС.
Однако, как отметил в беседе с корреспондентом 365info политолог Султанбек Султангалиев, в данном политическом процессе Казахстан беспокоит многое.
— Заявленный Владимиром Путиным в послании такой приоритет внешней политики России как углубление дальнейшего сотрудничества в Евразийском союзе и со странами СНГ, естественен и логичен.
Надо понимать, что отчуждение между странами Запада и Россией не исчезнет сразу после прихода администрации Дональда Трампа в Белый дом. Это достаточно долгий и сложный процесс. Тем более, что в условиях западных санкций Россия совершила коренной поворот на Восток и интенсивно укрепляет политические и экономические связи с азиатскими странами. И в первую очередь с Китайской Народной Республикой.
— Между тем многие считают, что у Евразийского экономического союза нет будущего. В Казахстане говорят, что союз исходит только из интересов России и ее целей, российские политологи высказывают опасения, что РФ может стать «дойной коровой»… Президент Атамбаев недавно высказался о ЕАЭС в негативном свете, сказал, что «вступаем в братский союз и встречаем старшего брата, который нам ножки подставляет».
— Постсоветское пространство — историческая зона российского политического, экономического, культурного и информационного влияния. И она не намерена отказываться от своего геополитического влияния на Кавказе и Средней Азии, тем более что от ситуации в данных регионах во многом зависит и безопасность российских рубежей.
Конечно, на данный момент больше всего в Евразийском союзе заинтересована Российская Федерация, как самая мощная и экономически доминирующая страна в ЕАЭС. Однако наибольшим выгодополучателем ЕАЭС сейчас, в условиях санкций, является, по моему мнению, республика Беларусь. Расширение Евразийского союза на постсоветском пространстве имеет перспективы за счет Таджикистана и Узбекистана.
И хотя руководство этих стран пока не озвучивало своего мнения о возможном вступлении в ЕАЭС, неумолимая логика политических и экономических процессов будет подталкивать данные страны к экономической интеграции со странами-членами ЕАЭС в формате Евразийского союза.
— Однако пока свои пожелания вступить в союз высказала Молдова. Как считаете, какие у нее шансы стать полноправным членом ЕАЭС?
— Молдова ищет в ЕАЭС решение двух своих проблем. В экономическом отношении это расширение своего экспорта в Россию и другие страны Евразийского союза и политическое урегулирование приднестровского вопроса. Я бы оценил шансы Молдовы на вступление в ЕАЭС как очень высокие.
— А реальную выгоду?
— Желание той же Молдовы вступить в ЕАЭС говорит больше о политической ориентации нового руководства страны, нежели об острой экономической необходимости. Для решения проблемы увеличения молдавского экспорта в Россию Молдове пришлось заявить о своей новой внешнеполитической ориентации, которая выразилась в заявленном желании вступить в ЕАЭС.
— То есть политика и бизнес жестко связаны друг с другом: сначала выскажись о своих политических взглядах и тогда может быть мы будем покупать твой товар.
— Экономическое взаимное сотрудничество можно успешно развивать и без заключения каких-либо союзов. Для этой цели достаточно углубления двухстороннего сотрудничества.
Евразийский же экономический союз в трактовке Кремля — это больше военно-политический блок
Однако сейчас мы наблюдаем, во-первых, возвращение ЕАЭС к той модели именно экономической интеграции, которая была заложена главным инициатором Евразийского союза Нурсултаном Назарбаевым еще в 90-е годы, а во-вторых, Евразийский союз испытывает всё большее влияние амбициозной китайской экономической программы Нового Шелкового пути.
Если такая тенденция продолжится, в чем я уверен, то
ЕАЭС в ближайшие два-три года станет элементом Шанхайской организации сотрудничества
— И тогда Казахстан получит реальную выгоду?
— Выгодность нахождения в любом союзе зависит от условий и доступных преференциях, то есть от переговорного процесса и отстаивания своих интересов и интересов отечественного бизнеса. Пока в этом вопросе российская сторона, на мой взгляд, переигрывает наших чиновников. В целом же, если смотреть в том числе и на перспективу, Евразийский экономический союз отвечает как экономическим, так и политическим интересам Казахстана.
— Как считаете, в приоритетах внешней политики Кремля какое место занимает ЕАЭС?
— Все-таки, на мой взгляд, главным внешнеполитическим приоритетом Кремля является нормализация отношений с Западом. Причин для этого много, но самые основные — это потребность в иностранных инвестициях и новейших технологиях, определенная зависимость от импорта, наличие больших капиталов российской элиты именно на Западе, желание скорейшего успешного решения сирийского конфликта и донбасского очага напряженности, которые без диалога с Западом решить невозможно.
ЕАЭС, как и ОДКБ — это вторая по значимости парадигма внешнеполитического курса России на данный момент.
Ну и третьим важнейшим направлением для Российской Федерации является углубление разностороннего сотрудничества с Китаем.