Эту мысль по итогам работы Astana Club озвучил Султан Акимбеков, директор Института мировой экономики и политики при фонде первого президента Казахстана.
Astana club — необычная встреча мировых экспертов в области политики и экономики. Встреча за закрытыми дверями. Тот факт, что в этом году «изюминкой» стало участие главы государства Нурсултана Назарбаева, говорит сам за себя. Что происходило за закрытыми дверями? Об этом разговор с Султаном Акимбековым.
— В Казахстане уже второй раз проводится заседание Astana club. Какова сейчас его повестка?
— Повестка очень обширная, и главная тема — «Евразия на перепутье». Конечно, есть множество других тем, вопросов, например, геополитические противоречия. Задача нынешнего заседания, чтобы ведущие мировые эксперты в режиме Chatham House Rules обсудили между собой вопросы, актуальные для региона: от Европы до Японии, от Ближнего Востока и до Казахстана.
Интерес Казахстана заключается в том, чтобы Большая Евразия получила дискуссионную площадку на нашей территории. Это в том числе позволит преодолеть геополитическую изоляцию, чтобы регион стал мостом, а не точкой разрыва.
Сейчас в мире уровень нестабильности только нарастает. А подобных площадок в мире на сегодня недостаточно. Уникальность Казахстана в том, что к нам нет претензий ни у одного ключевого игрока или мировой державы. Это дает возможность собирать за одним столом самых разных игроков. Такого рода клуб возможен, потому что у Казахстана огромный авторитет, завоеванный многолетним проведением многовекторной политики. Ключевая заслуга здесь конечно принадлежит президенту страны Нурсултану Назарбаеву. Вчера он присутствовал на заседании и ответил на вопросы глобального уровня, дав экспертам представление об интересах Казахстана и его позиционировании.
— В предыдущий раз участвовали популярные эксперты из России и других стран. Кого пригласили на это заседание?
— У нас 50 экспертов из 20 стран мира: Россия, Китай, Иран, США, Индия, Пакистан, Турция, Франция, Узбекистан и др. Все они работники think tank, так называемых «мозговых центров». Это не просто ученые, среди них много бывших чиновников высокого ранга, а также тех, кто в своих странах непосредственно отвечает за подготовку политических решений.
— Насколько востребован формат Chatham House rules?
— Самый популярный в мире формат дискуссии – это открытые конференции или круглые столы, в работе которых принимают участие СМИ. Принципа использования Chatham House rules менее распространён. Он предполагает, что все участники могут свободно выражать свои идеи, будучи уверенными, что за пределы клуба они не выйдут. Вернее, сами идеи использовать в работе можно, но нельзя давать ссылку, кто именно ее озвучил или к какому аналитическому центру относится спикер.
Если мероприятия проходят в таком формате, то это говорит о важности и значимости самого события. Скажем, это такой элитный подход к организации. Он предполагает не только приглашение людей и необходимость задать свою повестку дня. И хотя открытые дискуссии более востребованы, формат Chatham House ценен, так как это вызывает высокий уровень доверия даже между участниками стран, которые находятся в сложных отношениях. Такой формат открывает новый горизонт для взаимодействия.
Цели и задачи подобных встреч – чтобы люди могли проверить позицию своих контрагентов и по возможности понять их мотивацию. Это важный шаг на пути выстраивания сотрудничества и взаимодействия. Базовые противоречия всё равно есть, но каждый из участников делает установку на то, чтобы обратить внимание и посмотреть на них по-другому.
Источник: Саясат