Впервые со времен царской эпохи зарплаты в России сравнялись с зарплатами в Китае.
Об этом говорят данные компании Renaissance Capital. Аналитики объясняют это сочетанием худшего с 1998 года валютного кризиса и беспрецедентным снижением реальной заработной платы на протяжении большей части последних двух лет.
По подсчетам Московской высшей школы экономики, в долларовом выражении
российские зарплаты в 2015 году упали до почти половины уровня зарплат в бывших странах-членах Восточного блока
(таких, как Чехия, например).
Это побудило многие компании, от южно-корейской Samsung Electronics до американского производителя конфет Mars, объединить усилия в поисках более дешевой рабочей силы. Новые данные показали снижение промышленного производства с более резкими изменениями, чем прогнозировали экономисты, где 10-месячный рост составил всего 0,3% по сравнению с годом ранее. Минэкономики прогнозирует, что дальнейшее улучшение приведет к увеличению годового производства до 0,4% после сокращения на 3,4% в 2015 году.
— То, что мы можем произвести что-то действительно конкурентоспособное в России – достаточно сильное заявление. Российские поставщики сегодня конкурентоспособны в основном из-за валютной ситуации. Я не думаю, что это временное явление, – сказал Магнус Бенон, руководитель отдела закупок компании IKEA в России. Этот крупнейший в мире мебельный ритейлер начал экспортировать мягкую мебель в Скандинавию и металлические кровати в Китай. А теперь развивает производство в России.
Одним махом
Россия нажила себе проблемы, накопленные за годы укрепления рубля и повышений заработных плат, опережавших рост производительности
И это при том, что России еще предстоит пройти длинный путь, прежде чем она сможет как-то оспорить статус «мировой фабрики» Китая. Хотя надо признать, что роль регионального производственного хаба для страны все же находится в пределах досягаемости.
— Без преувеличения допускается, что Россия может стать так называемым «региональным заводом». Целью наших производителей в России является создание альянсов с иностранными компаниями, чтобы стать частью региональных и глобальных цепочек добавленной стоимости и тем самым повысить не только конкурентный потенциал страны, но и ее экспортный потенциал, – говорит Ярослав Лисоволик, главный экономист Евразийского банка развития.
Валютное преимущество не может полностью компенсировать многие изъяны, которые уже давно преследуют Россию
– от слабых институтов до плохого инвестиционного климата. Обвинения во взяточничестве, выдвинутые во вторник против министра экономики Алексея Улюкаева, который был немедленно снят с должности, являются напоминанием о рисках в стране, которая заняла 119 место в ежегодном индексе восприятия коррупции Transparency International (январь 2016 года) и находится позади Пакистана и Танзании.
Права собственности в России и распространенность иностранной собственности были оценены ниже 120 места среди 138 стран в последнем Отчете о глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума.
— Для того, чтобы фирмы смогли воспользоваться преимуществами своих текущих относительных цен на международных рынках, им необходимо будет расширить и изменить свои производственные мощности, а также вкладывать средства и в свои продукты и в производственные процессы, – указывается в докладе Всемирного банка по конкурентоспособности экспорта России.
Тем не менее, при том, что заработная плата поднимается на территории большей части Восточной Европы, Россия выглядит все более привлекательной для таких компаний, как, к примеру, Samsung, которая в сентябре 2016 года начала экспортировать стиральные машины со своего российского завода в 20 стран Европы. Компания Wrigley, принадлежащая Mars, запустила производство новой жевательной резинки Juicy Fruit на заводе в Санкт-Петербурге и для возможного экспорта своей продукции уже рассматривает некоторые рынки.
Повороты фортуны в отношении затрат на рабочую силу в значительной степени зависели от курса рубля. Российская валюта по отношению к доллару за последние два года упала почти на 40% после падения цен на нефть. Несмотря на укрепление реального эффективного обменного курса российской валюты, рубль остается примерно на 30% ниже своего пикового уровня, которого достиг в июне 2013 года.
Заработные платы опустились не только ниже уровня других крупных стран с развивающейся экономикой, таких как Бразилия, но и стран-партнеров России в Восточной Европе. Согласно данным Высшей школы экономики, при прошлогоднем уровне в 558 долл США
средняя заработная плата в России снизилась почти на 30% с 2011 года, приблизив ее к доходам в бывших советских республиках, таких как, например, Казахстан
По данным минэкономики, в то время как снижение цен на сырье ослабляет долю энергозатрат российского экспорта, количество других продуктов – от продуктов питания до оборудования – растет. Остается открытым вопрос: какие дальнейшие отметки в колебаниях заработных плат и обменного курса могут быть достигнуты в России?
Исследования обрабатывающей промышленности страны, проведенные компанией IHS Markit, показали, что количество новых бизнесов, принадлежащих иностранным клиентам, сокращается каждый месяц с сентября 2013 года. Для таких компаний как Volkswagen, товары местного производства, несмотря на ослабление рубля, «еще не конкурентоспособны на мировом рынке», – говорит Наталья Костюкович, представитель российского подразделения немецкого автопроизводителя.
— Чтобы «поймать» тренд, для экспорта товаров российского производства необходимы время и инвестиции. Также есть предпосылки, что Россия займет свою нишу по экспорту в Европу, – сообщил Олег Кузьмин, бывший советник Центробанка, в данное время занимающий должность главного экономиста Renaissance Capital по России в Москве.