Еще не вступив в должность, Трамп уже нацелен на второй срок президентства. И он его добьется.
Как таковой обнародованной экономической программы у Дональда Трампа нет. Её и не будет, нет таких традиций в американском обществе — писать программы. Ведь любую программу легко раскритиковать и легко не исполнить.
Так считает казахстанский экономист Зейнулла Какимжанов (экс-министр финансов РК), который предложил назвать будущую экономическую политику Дональда Трампа «Трампономикой» (Подробнее: «В идеях Трампа есть много смысла — Какимжанов»).
Любой новоизбранный президент США после его избрания сразу же думает о втором сроке президентства, и почти всего его высказывания и план действий подчинены этой идее, — продолжает размышлять экономист.
Новый президент США понимает, что для реализации своих идей четыре года — очень маленький срок. В чем заключаются его базовые идеи? Вот в чём:
— снижение налогов (скорее всего речь идет о корпоративном подоходном налоге);
— строительство объектов инфраструктуры;
— восстановление того, что мы назвали ранее «традиционными отраслями экономики»;
— протекционизм и защита американского рынка, в первую очередь от Китая и Мексики;
— изменения системы страхования, то, что называют Obamacare.
Он говорил еще о некоторых вещах, связанных с регулированием финансового сектора, финансированием ВПК и др., но уже перечисленного выше хватает, чтобы догадаться о возможных изменениях в американской экономике.
Чтобы быть избранным на второй срок,
Трампу надо создавать в год примерно по 800-900 тыс. новых рабочих мест, то есть 4-5 млн за четыре года. И на мой взгляд, это вполне реально
И поворот в сторону традиционных отраслей в этом отношении не случаен.
Америка с начала 90-х годов была нацелена на создание новой экономики за счет роста технологических отраслей. В те времена понималось, что это будет экономика, связанная с компьютерными технологиями, интернетом.
Прошло 25 лет и оказалось, что такие технологии могут делать не только США. Самая передовая в роботостроении и создании искусственного интеллекта оказалась Япония. Корея и Тайвань — очень сильные конкуренты по производству смартфонов. По производству бытовой электроники лидерство перешло к Корее, Китаю. Лидером по производству чипов стал опять же Тайвань. Центром производства стандартных программ стала Индия. Лидером по программам компьютерной безопасности стала Россия. Китай полностью использует свои операционные системы. Европа стала лидером по производству современного медицинского оборудования. Бывшая гордость Америки IBM в своей основной части уже стала Lenovo.
Однозначно США еще лидер в области электронных разработок, систем коммуникации: Apple, Intel, Qualcomm, Facebook, Microsoft, Amazon и многие другие. Но уже и они шатаются потихоньку, точнее их шатают конкуренты.
Доминирование в области информационных технологий компаний из США уже не явно
Тем более, если учесть, что, например, “железо” Apple делается не в США.
Если мир к тому же, глубоко понимая природу доллара, начнет ограничивать его оборот в мировой экономике, тогда и мощь финансового рынка США также поколеблется.
Будущее США не такое безоблачное, поскольку экономика слабеет. Слабеет за счет её несбалансированности, сложившейся в результате акцента на высокие технологии и вывода из страны традиционных отраслей. Но самое главное, что для работы в высокотехнологичных отраслях (которые остались в США) требуются определенные способности, образование и географическая доступность. Люди же в США — разные, и доступность к образованию разная в силу естественных и экономических причин. Но те, кто не может работать в высокотехнологичном секторе, должны же где-то работать. Где им работать? Им надо работать в традиционных отраслях экономики.
Когда Трамп говорит о строительстве инфраструктуры, о возвращении производств в страну, о том, что Китай и Мексика отнимают рабочие места, он имеет ввиду именно это.
Трамп понимает: нужно как можно быстро создать новые рабочие места для менее образованных слоев населения
Его программа регулирования миграции нацелена на то, чтобы эти новые рабочие места не занимались новыми мигрантами, а доставались американцам. И такие рабочие места можно быстро создать в строительстве инфраструктуры.
Дороги в США спланированы и заложены хорошо. Но видно, что уже четверть века не ведется их капитальный ремонт. Я много ездил по дорогам Восточного побережья. Это одни из самых благополучных штатов страны. Дороги плохие. Хуже, чем в Европе, Китае, Японии, странах Персидского залива, Австралии и других регионах мира.
Пассажирское железнодорожное сообщение развито плохо. Устаревшие локомотивы, железнодорожное полотно, вокзалы. Посмотрите список мостов и тоннелей вокруг Нью-Йорка. Они построены в основном до середины прошлого века, последние объекты построены в начале 80-х годов, а Нью-Йорк вырос существенно. Авиационное сообщение в США очень дорогое, старые аэропорты, старые самолеты.
Словом, в США есть над чем поработать в развитии инфраструктуры.
Почему так отстала инфраструктура? Причина та же. Главная цель инфраструктуры – обслуживать традиционные отрасли экономики, которые создают пассажирские и грузопотоки. Не менее важно, что инфраструктура строится традиционными отраслями. Для этого нужны конструкционные металлы, традиционные машины, включая дорожную технику, нужен битум, щебень. Чтобы был металл, нужна сталелитейная промышленность, которую вывели из страны, и импорт конструкционного металла стал дорогим.
Но самое главное, наверное, — нет источников финансирования дорог национального значения, поскольку
за последние 25 лет ни один американский президент не ставил основной частью своей предвыборной программы строительство инфраструктуры
Все «экономические гуру» и советники мыслили о высокотехнологичных отраслях, выборы президентов США, в основном, финансировались компаниями этого сектора.
Таким образом, масштабное строительство инфраструктуры — это самый короткий и быстрый путь создать много новых рабочих мест.
Если США начнет проекты строительства новых скоростных пассажирских магистралей, то это потребует новые рельсы, новые поезда. Можно привести импортные, но если даже отойти от декларируемой экономической политики и возможного ослабления доллара, то в итоге можно будет обнаружить, что их производство в США будет эффективнее.
В случае масштабного строительства инфраструктуры потребуется восстановление и расширение производства металлов, тяжелых машин и оборудования, модернизация действующих мощностей машиностроения
Это означает, что будет новый ренессанс таких компаний как General Electric, Caterpillar, American Metalls и др. Кто в это верит, тот может уже сегодня покупать акции этих компаний, продав акции Apple. Восстановление этих отраслей в США — еще сотни тысяч новых рабочих мест.
Возможно будет наблюдать расширение производства добывающей промышленности в США и Канаде, включая угольную промышленность.
Планы по реконструкции инфраструктуры в США – это сотни тысяч новых рабочих мест.
Где взять деньги на модернизацию инфраструктуры? Считаем. На реконструкцию 1 км национальной дороги нужно около 3-4 млн долларов. На военные цели в Афганистане США потратили от 700 до 900 млрд долларов. То есть на эти средства можно было бы реконструировать 250 000–300 000 км автомобильных дорог.
Если принять экспертные оценки, что война в Ираке обошлась США около 2 трлн долларов, а средняя стоимость строительства километра высокоскоростной железной дороги равна от 40 до 80 млн долларов, то получается, что
вместо войны в Ираке можно было бы построить в США от 25 до 50 тысяч километров скоростных железных дорог
Протяженность США с востока на запад — 4000 км, с севера на юг – 3000 км. То есть можно было бы всю страну покрыть современными дорогами, шесть по «горизонтали» и четыре по «вертикали». Это означает кардинально другую логистику миграции внутри страны и движения товаров.
Неслучайно Дональд Трамп очень часто повторяет, что его поддерживает 200 отставных генералов армии и разведки. Они то точно знают, чего стоят войны и какая от них “польза”. Отставные генералы — всегда самые миролюбивые граждане мира, к тому же многие из них хорошие инженеры, которые знают, как лучше страна могла бы потратить деньги, потраченные на войну и смерть их подчиненных.
Еще одна сфера, в которой Трамп может найти возможности создания сотен тысяч дополнительных рабочих мест — сельское хозяйство. Сельское хозяйство США — дотируемая государством отрасль экономики. И это при том, что сельское хозяйство страны очень индустриальное, то есть там высокая степень механизации производства, высокая урожайность за счет ГМО-растений, высокопродуктивного откорма животных и прочее. Но
«индустриальные продукты питания» и все системы Fastfood в Америке уже отстают от запросов рынка
Рынку нужны более натуральные, качественные продукты питания. А чтобы их получить, надо снизить уровень интенсивного характера производства и переработки продуктов питания. Это в свою очередь приведет в снижению урожайности, производительности труда в сельском хозяйстве. При росте спроса на продукты питания, особенно качественных, будет происходить рост спроса на дополнительную рабочую силу в сельском хозяйстве США. Там и так уже идет тенденция сокращения рабочих мест, в результате убывания молодого поколения с фермерских хозяйств.
Если привязать выдачу субсидий фермерам к росту числа наемных на этих фермах, то можно обеспечить дополнительное создание сотен тысяч новых рабочих мест.
Дональд Трамп обещает снизить налоги. Уверен, это сделать несложно. В силу международного характера практически всех корпораций США, особенно глобальных, можно снизить корпоративный подоходный налог на доходы, получаемые ими от деятельности в США. И вместе с тем поднять корпоративный налог на доходы, получаемые извне.
Если в какой-либо стране ставки корпоративного налога ниже для компании из США, чем эта ставка в США, то разницу ставок эта корпорация доплатит в бюджет Америки
Многие страны дают такие льготы зарубежным компаниям, чтобы привлечь инвестиции, технологии, создать рабочие места. Но международным компаниям из США всё равно придется заплатить разницу налогов в бюджет США. Когда Трамп говорит о снижении налогов и стимулировании возвращении многих переделов в страну, можно смело предположить, что механизм налогового регулирования может быть именно таким. Это очень рыночная стимулирующая мера.
Такие меры могут стимулировать создание новых рабочих мест и получение дополнительной прибыли на расширение производства. А это еще сотни тысяч новых рабочих мест в США.
Что такое новые рабочие места для миллиона человек? Это рост потребительского спроса, потребности в росте услуг, платежеспособный спрос на дома, машины, товары длительного пользования.
Это снижение расходов государства на социальное страхование, которые выросли в рамках так нелюбимой Трампом Obamacare.
Многие представители среднего класса Америки считают, что их несправедливо нагрузили новыми дополнительными обязательствами по страхованию,
тем самым перекладывая на них нагрузку медицинского и других видов страхования низкооплачиваемых слоев населения.
Создание новых рабочих мест позволит снизить нагрузку по страхованию с государства и предпринимателей страны. Тем самым Трамп выполнит свои предвыборные обещания не путем полной отмены Obamacare, а путем снижения страховой нагрузки на предпринимателей. А это еще новые сотни миллиардов долларов, которые могут идти на расширение бизнеса.
Таким образом, все основные идеи Трампа относительно возрождения былой мощи США логичны, взаимосвязаны и реальны. Трамп понимает, что для запуска всей такой машины нужно лет восемь. Он уже нацелен на второй строк президентства и он его добьется, поскольку все обсужденные меры реальны и запустить их не сложно.
Трампономика может стать Трамплиномикой для США.
Если запустить такую программу, то запустится спираль роста, когда снижение налогов дает рост притока дополнительных налогов, создает возможности для новых инвестиций и новых рабочих мест
А новые рабочие места — это дополнительные налоги и дополнительные рабочие места… и так далее по спирали.
США самая большая, самая диверсифицированная и самодостаточная экономика мира, при этом имеет такие резервы роста, которые мы обсудили выше. Всему миру выгодно иметь сильные растущие Соединенные Штаты Америки, поглощенные собственным развитием. От этого во всем мире всем будет спокойнее.
Трамп не победил — это Клинтон проиграла