Нур-Султан
Сейчас
-11
Завтра
-4
USD
421
+0.98
EUR
511
+0.10
RUB
5.58
-0.05

Казахский ислам не нравится многим даже внутри Казахстана

18565

— В Актобе, Алматы и Казахстане в целом идет неприкрытая борьба с салафизмом. Но раз спрос рождает предложение… значит, нужно искать альтернативу этому радикальному течению?

— Я неоднократно говорил и еще раз повторю: салафизм — наирадикальнейшее крыло ваххабизма. Ваххабиты, представители официальной религии Саудовской Аравии, сами несколько дистанцировались от салафитов из-за компрометирующего поведения.

— Вы согласны с тем, что существует некий «казахский» ислам, который отличается от классического?

— Изначально, особенно в советское время, в Казахстане пропагандировался так называемый «народный» ислам. Когда он только появился в Казахстане благодаря таким суфистам как Ахмед Яссави, то стал сочетаться с народными традициями. Поэтому они и сохранились как в одежде, так и в быту, и в поведении казахов. К примеру, паранджа в Казахстане никогда не использовалась, хиджаб если и носили, то чаще женщины пожилого возраста, а молодежь никогда не закрывала лица. Короткие штанишки обычно тоже не носили, длинные платья чаще можно было увидеть на сельчанках, нежели на жительницах городов. Народный ислам в Казахстане отличается от классического безусловно.

И когда Абсаттар Дербисали приехал из Саудовской Аравии и возглавил наше Духовное управление мусульман, то первое, что он сделал — стал бороться с проявлениями народного ислама

Он активно пропагандировал искоренение народных традиций, идущих вразрез с классическим исламом. Дошло до того, что Верховный муфтий призывал перестать поклоняться святым местам, предлагал избавляться от мазаров, а могилы вообще сравнивать с землей. Начались гонения на суфиев, по телевидению все чаще происходили дискуссии на эту тему. И тогда несколько религиоведов, в том числе и я, выступили с заявлением, что подобные идеи со стороны Верховного муфтия — опасная тенденция, а агитация казахов на классический ислам — прямой путь к ваххабизму. С нами, конечно же, не соглашались. Но во всяком случае прекратилась откровенная пропаганда классического ислама.

В борьбе за светскость

— Вы говорите в прошедшем времени…

— Сейчас тоже подавляющее большинство казахстанских мусульман исповедует народный ислам. Обратите внимание, что хиджаб носят далеко не все женщины. В основном эту моду привнесли оралманы, приехавшие из Китая и Монголии, где ислам от казахстанского несколько отличается. Сунниты ведь не везде одинаковые.

— А может ли «народный» ислам стать своеобразным ответом салафитам?

— Думаю,

если общественности чаще и больше рассказывать об истории казахского ислама, это будет только положительно

Но, к сожалению, в нашем Духовном управлении опасаются поднимать этот вопрос, чтобы не прослыть еретиками в глазах почитателей классического ислама.

— Периодически говорят о том, чтобы признать ислам государственной религией, но при этом не давать этому институту никакой власти. Аргумент у подобных высказываний таков, что это едва ли не единственный путь держать умму под контролем. Но как такие идеи вяжутся со светскостью государства?

— Никак. Это недопустимо и опасно тем, что мы потеряем светскость. Мы проснемся в другой стране. Турция через это проходила. Ататюрк стоял на позиции светскости, за что в современности его до сих пор критикуют. В Турции все изменилось, как только к власти пришли мусульманские лидеры. Но в Казахстане потеря светскости опасна еще и тем, что мы многоконфессиональное государство.

Разве недостаточно того, что радикальные взгляды современных националистов стали приобретать устрашающий вид? И общество, между прочим, закрывает на это глаза

Мода на ислам

— А вы у своих студентов не спрашиваете, зачем они пошли в религию?

— Так совпало, что я читаю лекции для казахскоязычной аудитории, поэтому, конечно же, регулярно провожу со своими учениками открытые диалоги. Подавляющее большинство ссылается на семейные традиции.

Тех, кто пришел в религию по каким-то серьезным убеждениям, очень мало. Например, из семи моих магистрантов-религиоведов только одна женщина приняла ислам по убеждению

Она ходит в хиджабе, соблюдает все религиозные обряды и традиции, регулярно посещает мечеть и совершает намаз, постоянно читает литературу и просвещается. Остальные — мусульмане по названию. Сейчас в молодежной среде стало модным считать себя мусульманами, независимо от взглядов. В основном поминки проходят с приглашением муллы, однако большинство гостей приходят с непокрытой головой. И таких примеров можно привести массу.

Все тонкости религии нужно очень тактично и деликатно доносить до общества, однако большинство толковых экспертов не востребованы, а в разного рода государственных советах по религиозным вопросам состоят люди с сомнительным образованием и убеждениями.

Самое читаемое
© «365 Info», 2014–2021 info@365info.kz, +7 (727) 350-61-36
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter