Об особенностях современной казахской бани рассказал Шарипхан Кайсар на страницах казахскоязычного Abai.kz.
«Каждое воскресенье я со своим младшим родственником посещаю общественную баню. Там мы не только очищаем тело от грязи! Слушая разные занимательные истории, мы обогащаемся «духовно», баня стала местом, где можно развеяться и отвлечься от повседневной рутины.
Скажу честно, в бане раздетые мужчины в основном говорят о трех вещах:
о политике, интересуются, кто к какому роду принадлежит, обмениваются рассказами о своих предках и наконец – о токалках
В прошлые выходные вновь собрался сходить в баню, так сказать, чтобы в очередной раз «духовно обогатиться». А здесь, оказывается, ввели очередное «новшество». Постояльцы заведения не нтересуются уже как прежде, к какому роду ты принадлежишь. Вместо этого
у большинства голых мужчин новая привычка — носить шапочки для парной с надписью своего рода
Писатели и журналисты, представители интеллигенции не раз писали об опасности и вреде деления по родовой принадлежности. В то же время, следуя этой вредной привычке сами, ставят друг другу подножки, пакостят.
Межродовыми отношениями больше всех грешат чиновники разного калибра.
Каждый здравомыслящий казах понимает, как святы для казахского народа названия таких родов как Жалаир, Албан, Шапырашты, Найман. Если заглянуть в Шежіре-тарих (историю летописи) названных родов, можно убедиться, какую важную роль сыграли они в становлении казахской государственности. И мы гордимся этим!
Представители каждого из этих родов по мере своих возможностей трудятся во благо своего народа. Казахи, впитавшие знания своей родословной до седьмого колена, настолько почитают своих предков, что порой готовы побить оппонентов, оскорбивших их память.
А где же сейчас это уважение?
Разве красит казаха, когда голый мужчина с отвисшим животом сидит в шапочке с надписью «Жалаир» и растирает грязь?
Глядя на все это, невольно задаешься горьким вопросом, неужели для нынешних казахов не осталось ничего святого?
Иногда в бане имеют место комичные случаи. Сидим в парной. Один из аксакалов, прочитав надпись на шапочке, говорит:
«Мальчик, Жалаир, потри спинку».
Но парнишка оказался не из простачков и парировал:
— Сейчас, Аргын ата.
Мы невольно прыснули. Однако это не тот случай, когда нужно смеяться — плакать надо.
Сегодня бани древних тюрков, получив новое название «сауна», превратились в логово жриц любви — притоны.
Кто даст гарантию, что завтра один из придурковатых наших сородичей, надев шапочку с именем одного из предков, не устроит оргию в сауне?
Даже, трудно представить такое», — заключает автор.