27 октября Казахстан наконец отменил фитосанитарный контроль на границе с Кыргызстаном.
Эпопея со снятием этого барьера между Кыргызстаном и Казахстаном длилась с декабря 2014 года, когда Кыргызстан подписал Договор о присоединении к Евразийскому экономическому союзу. Президент Алмазбек Атамбаев тогда заявил, что приоритетом для республики в торговых отношениях в рамках нового объединения станет экспорт сельхозпродукции. Однако соседний Казахстан не спешил открывать свой внутренний рынок для кыргызских производителей, и это было одним из главных препятствий на пути к интеграции Кыргызстана в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Полноправным членом ЕАЭС Кыргызстан стал в августе 2015 года, но и после этого сохранилось большинство проблем.
Отследим хронологию событий. 8 мая 2015 года Высший Евразийский экономический совет вынес решение «Об отмене санитарно-карантинного, ветеринарно-санитарного и карантинного фитосанитарного контроля на казахстанско-кыргызском участке государственной границы». Однако казахстанская сторона не спешила исполнять это предписание.
4 октября 2016 года коллегия Евразийской экономической комиссии предприняла попытку напрямую воздействовать на казахстанскую сторону и приняла решение, которое обязывало Казахстан снять фитосанитарный контроль на кыргызско-казахстанской границе 26 октября.
Член коллегии, министр по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Карине Минасян отметила, что принятое решение направлено на снятие существующего барьера во взаимной торговле, который препятствует свободному перемещению товаров по территории Союза.
«На сегодняшнем этапе развития интеграции принципиально важно усилить работу по устранению препятствий, так как это является одной из основных целей создания ЕАЭС», — заявила Минасян.
Однако до последнего момента сохранялась интрига, выполнит ли Астана условие об устранении фитоконтроля или же снова найдёт причину для отказа. История не раз демонстрировала, как срывались договорённости об упрощении процедур прохождения границы. И если с пересечением границы людьми особых проблем никогда не было (исключение составляли периоды политической нестабильности в Кыргызстане), то препоны для движения товаров возникали на регулярной основе.
Формальные поводы для сохранении фитосанитарного контроля на границе у Казахстана были. В Кыргызстане до вступления в ЕАЭС ситуация с ветеринарным контролем в животноводстве и земледелии оставляла желать лучшего. Производители скота экономили на вакцинах от ящура, из-за чего в республике нередко возникали случаи локального заражения, а фермеры для поднятия урожая использовали токсичные китайские пестициды. Власти боролись с нарушениями, но недостаточно эффективно.
Предыдущий премьер-министр Кыргызстана Джоомарт Оторбаев подчёркивал, что одной из причин сохранения препятствий на границе является проблема с созданием и функционированием испытательных лабораторий, осуществляющих оценку соответствия качества продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза.
Другой причиной было естественное желание казахстанских производителей не пускать на свой рынок конкурентов. Поскольку рабочая сила в Кыргызстане намного дешевле, при прочих равных условиях продукция кыргызских фермеров является чрезвычайно конкурентоспособной по показателю цены. В особенности это касается молочного сектора и некоторых видов овощных культур.
При этом казахстанские аграрии сполна пользуются преимуществами общего рынка ЕАЭС: рынок Кыргызстана заполнен мукой, произведённой в соседнем Казахстане.
И вот 27 октября текущего года Государственная инспекция по ветеринарной и фитосанитарной безопасности Кыргызстана сообщила, что получила официальное уведомление от министерства сельского хозяйства Казахстана об отмене фитосанитарного контроля на границе.
В первые дни было неясно, действительно ли был снят контроль, ведь ранее действия казахстанской таможни зачастую отличались от заявлений их чиновников. К счастью, на этот раз слова совпали с делом, и товары последовали через границу без препятствий. А ведь раньше, до снятия фитоконтроля, таможенники могли по собственному усмотрению подолгу держать фуры на границе и определять стоимость ввозимых товаров.
Казахстанский журналист Аскар Даирбеков считает, что снятие барьеров на границе между Казахстаном и Кыргызстаном будет иметь позитивные последствия для обеих стран.
«Отмена фитосанитарного контроля на границе между Республикой Казахстан и Кыргызской Республики соответствует логике евразийской интеграции, — говорит журналист. – Естественный процесс сближения ряда постсоветских республик, создавших новое региональное экономическое объединение – Евразийский экономически союз – требует конкретных действий от его участников. Один из таких действенных шагов – отмена фитосанитарного контроля на границе. Это взаимовыгодное решение, которое принесет большую пользу как Казахстану, так и Кыргызстану, способствует укреплению торговых связей и экономических отношений двух стран, повысит товарооборот между государствами, что позитивно отразится на их экономике».
Даирбеков подчеркивает, что отмена фитосанитарного контроля на границе между РК и КР облегчит товаропроизводителям из Кыргызстана экспорт готовой продукции в Казахстан, позволит им выйти на крупный рынок сбыта. Казахстанские потребители также будут в выигрыше, поскольку они смогут получать качественные, экологически чистые натуральные продукты, пользующиеся высоким спросом среди населения.
«Но самое главное, что это решение не только удовлетворит потребности двух сторон, но ещё и укрепит интеграцию на евразийском пространстве, ведь главной задачей ЕАЭС декларируется свободное перемещение граждан, товаров, капитала и рабочей силы в рамках экономического объединения», — резюмирует Аскар Даирбеков.
Источник Информационно-аналитический центр