Глава Московского департамента транспорта Максим Ликсутов, установивший платные парковки в Москве, сейчас внедряет платные автостоянки в Алматы.
Ранее уроженец Эстонии Ликсутов занимался предпринимательской деятельностью, пишет Caravan.kz. Совпадение или нет, но именно эстонская компания NOW! Innovations создает программное обеспечение для паркоматов Москвы и теперь, как выяснилось, в Алматы. Сам Ликсутов свои связи с эстонским бизнесом опровергает.
Связь Ликсутова с NOW! Innovations пытались установить еще в прошлом году. Дело в том, что совладельцем этой компании является еще один эстонский разработчик компьютерных программ Helmes, о чем говорят многочисленные презентации и пресс-релизы. Сообщало об этом также Посольство Эстонии в США (12.11.2008), где компания также внедряла свою продукцию. При этом фирма со схожим названием − Helme’s Development Company Ltd (ООО «Хелмес Девелопмент Компани Лтд») присутствует и в списке аффилированных лиц Московской кольцевой железной дороги, реконструкцию которой курирует Ликсутов.
Более того, стопроцентным владельцем этого «Хелмеса» является некое ПАО «Трансконтейнер». В официальных базах налоговой службы информации об этом нет. Однако во внутренних документах, которые публикуются на сайте компании, говорится, что «ОАО «ТрансКонтейнер» владеет 100% акций компании «Хелмес Девелопмент Компани Лтд.», зарегистрированной в оффшоре на Британских Виргинских островах. А также «Хелмес Оперейшн ЮК Лимитед», которая находится в городе Бристоль (Великобритания).
В этом «Трансконтейнере» еще совсем недавно (до 2011 года) Ликсутов был членом совета директоров. О представлении его на эту должность говорится в пресс-релизе компании от 11 июля 2008 года.
Эстонская NOW! Innovations (созданная Helmes специально для разработок программного обеспечения для парковок) делала электронную начинку для Москвы. Что прямо отражено в госзакупках.
Для удобства в России появилась ее дочерняя компания − ООО «НАУ Инновейшнс РУС» (дата регистрации – 10.10.2012), к которой и потекли многомиллионные госзаказы на исправление или доработку программного обеспечения, разработанного эстонской компанией.
Опробовав парковочную систему на москвичах, ее повезли в Алматы. Запуск проекта состоялся в июне. Связать между собой московские и алматинские парковки можно хотя бы тем, что у обоих проектов полностью совпадет вся автоматизированная информационная система парковок: процессинг, взаимодействие с базами данных пользователей, счетов, транзакций, штрафов, базы данных: по пользователям, объектам, платежам, веб-сайт, мобильные приложения и система фотовидеофиксации.
Более того, смс-номер, на который производится оплата алматинских парковок, такой же, как и в Москве – 7757. Что примечательно, помогать устанавливать платные парковки в Алматы приехал бывший начальник Дирекции Информационных Технологий ГКУ «Администратор Московского Парковочного Пространства» Роман Налепов. Сейчас он является директором по информационным технологиям «Алматы Паркинг» (ТОО «Алматы ТехСпецПаркинг Сервис»).
Сам «Алматы паркинг» свою причастность к проекту Ликсутова опровергает: в компании заявили, что переговоры о внедрении платных парковок велись напрямую с эстонскими разработчиками NOW! Innovations. А программный продукт внедряет ООО «Европейские новые открытые технологии» (ЕНОТ). И что интересно – на правах правообладателя системы.
Здесь выясняется, что это ООО «ЕНОТ» (Европейские Новые Открытые Технологии) совсем недавно носило другое, уже известное название − «НАУ Инновейшнс РУС». Переименовались они аккурат перед выходом на рынок Казахстана – в мае 2016 года.
Примечательно, что и «ЕНОТ», и «Городские Мобильные Системы» существуют по одному и тому же адресу: Москва, Семеновская наб., 2/1, стр. 1.
Теперь все становится на свои места: «НАУ Инновейшенс РУС» сначала была создана чиновниками из ГУП «Московский Социальный Регистр», чтобы самим же у себя заказывать услуги. При этом реальную работу выполняет эстонская NOW! Innovations, а платит российский бюджет.
И уже обкатанную работающую систему (созданную эстонцами и оплаченную москвичами) «НАУ Инновейшенс РУС» продает в Казахстан в лице «ЕНОТа» (аффилированным, как мы уже выяснили, с чиновниками правительства Москвы).
Совпадение ли, что главный инициатор введения системы московского паркинга Максим Ликсутов привлекает компанию из Эстонии, и знал ли он, через какие схемы она реализуется чиновниками, остается только догадываться. Или ждать реакции соответствующих органов.