Власть телевидения и бюрократии в России сразу бросается в глаза — даже тем, кто уехал туда давно.
Бывший алматинец Евгений Зимин уехал в Санкт-Петербург из-за музыки, но до сих пор скучает по алматинским кулинарным чудесам — мантам, шашлыку, лагману и плову.
— Расскажите о себе: где вы родились, в каком городе жили и чем вы занимались до переезда?
— Я родился в России, в Томске, но когда был еще совсем маленьким, родители переехали в Алматы, где я провел все детство и юность. Занимался я в основном учебой в школе и еще музыкой. Рок-музыка – моя многолетняя страсть, я играю на гитаре, пою, пишу песни в своей группе.
— Когда вы переехали в Россию? Как решили уехать?
— В Санкт-Петербург перебрался в 1999 году, мне тогда было 18 лет. Формальной причиной было поступление в университет Военмех, на самом же деле в этот город меня занесло увлечение музыкой. В Алматы у меня было очень мало возможностей для реализации в этом плане, поэтому я отправился покорять город трех революций. Хотя справедливости ради нужно заметить, что изначально
я пытался поступать в Алматинский государственный университет, но столкнулся с тем, что тесты на поступление заполнялись карандашом, а потом списки прошедших составлялись в соответствии с кулуарными договоренностями
Я ничего не занес, не поступил. Поэтому решил ехать в Россию и сдал документы сначала в Томский ТУСУР, где учились мои родители, но не добрал всего три балла. В итоге поехал в Питер.
— Тяжело ли менять привычный образ жизни? Как прошла адаптация к новой стране?
— Разумеется, адаптация к новой стране и новой жизни была нелегким процессом. Покинув родительский дом, я вынужден был начать самостоятельно планировать свой быт и отвечать за свою жизнь, чего раньше мне делать не приходилось. Родители, конечно, поддерживали первое время, но большинство вопросов приходилось решать самостоятельно. Что до страны, то в те годы очень резкой разницы между Казахстаном и Россией не наблюдалось. Разве что другие деньги и другие цены, да немного больше чиновничьих требований. Совсем невозможно было устроиться на работу без регистрации в СПБ.
— С какими трудностями пришлось столкнуться, а что было легко?
— Главная и до сей поры актуальная проблема – это жилье. Цены на него очень высоки, при этом тебя не прописывают и не регистрируют по этому адресу. Так что для работы приходится изыскивать другие варианты, не всегда легальные. В годы учебы я жил в общежитии, со всеми его прелестями, иногда напоминавшими армию. Были там и бандиты, и разборки, и отсутствие горячей воды, и много других бытовых проблем.
Еще одной сложностью большого города стали большие расстояния и вообще ориентирование в пространстве. Ведь гор на горизонте нет, непонятно, где ты и куда движешься. Ну и цены – они изначально были ниже казахстанских, но постоянно росли и быстро обогнали Алматы. Хотя я сужу по ценам на студенческую еду. В 2000 году это было 10 рублей в день (смеется). В этот список входил хлеб, 2 сосиски, сникерс и гречка. Пакет молока стоил 2,50 (с истекающим сроком годности), когда в Алматы уже дешевле 50 тг молока не было. Тем более в тетрапакете.
— Как к вам относятся местные?
— При моей славянской внешности особых проблем с местными не было, хотя конечно, коренным петербуржцам присущ некоторый снобизм в отношении приезжих. Но таких очень много, и они держатся вместе. Долгое время весь мой круг общения состоял из бывших алматинцев. Уже позже появились и другие люди. Вначале 2000-х остро стояла проблема скинхедов – доморощенных фашистов, которые встречались на улицах и концертах.
По сути, это были бандиты, которые не слишком сильно смотрели на лица, а просто занимались хулиганством – избивали, грабили, унижали
У меня в силу комплекции с ними стычек не было, но многих эта проблема затронула. Сейчас стало вроде бы полегче, навели более менее порядок. Теперь
Петербург настолько интернациональный город, что порой я со славянской внешностью кажусь себе белой вороной
Хотя и возвращаясь в Алматы я теперь регулярно сталкиваюсь с тем, что для местных я ватник, а вовсе не друг.
— Назовите пять самых больших различий между Казахстаном и Россией?
— Я делал ремонт у родителей в Алматы и не смог найти в продаже 32 полипропиленовую фановую трубу…
А если серьезно, о всей России говорить сложно, хотя я посетил большое количество городов. Но если сравнивать Петербург и Алматы, то культурный уровень Питера конечно выше. Это чувствуется и по людям, и по мероприятиям, происходящим в городе. Если говорить о проблемах, то
в России сейчас большинство населения старшего возраста зомбированы телевидением – от новостей до «Дома-2»
Иногда очень сложно поддерживать беседу с такими людьми. В Казахстане, мне кажется, масштаб этой заразы поменьше.
Еще интересно, что у местных людей совершенно в разных плоскостях лежат патриотизм к стране и любовь к родному городу. Петербург сам по себе является объектом поклонения, центральным объектом творчества. Любить или не любить Россию – дело личное, но не любить Петербург никак нельзя. Он обладает своеобразным магнетизмом.
Также
Россия была и остается ощутимо более бюрократическим государством, чем Казахстан
Любовь к справкам, бумажкам и документам здесь унаследована от СССР. Ничего нельзя сделать, не собрав тысячи справок.
Конечно, еда. Приезжая в Алматы я прежде всего отдаю должное здешним кулинарным чудесам – манты, шашлык, лагман, плов. У нас с этим гораздо сложнее, даже нормальную баранину просто так не достать.
Ну и главное: кура, сморода, греча, парадная, пышка, гипрок, пухто, поребрик.
— Собираетесь ли вы возвращаться в Казахстан?
— Нет. Несмотря на то, что в Казахстане живут мои родные, я слишком много лет потратил на попытки закрепиться в России, ну и безнадежно влюбился в Санкт-Петербург. Теперь я считаю его своим городом, где я хочу жить. У меня здесь друзья, работа и моя группа. Город Пушкина и рок-н-ролла не отпускает просто так.