Кристофер Стэнтон, сравнивая жизнь в Казахстане и США, отметил несколько существенных отличий.
Кристофер сегодня — успешный казахстанский журналист и телеведущий.
— Где вы родились, учились? Кем работали до переезда?
— Я родился в небольшом городе Кантон, штат Огайо, но большую часть своей жизни прожил в Майами. До переезда в Казахстан продавал электронику через eBay, а также экспортировал автомобили за рубеж. Это кардинально отличается от того, чем я занимаюсь сейчас.
— И чем же сейчас вы занимаетесь в Казахстане?
— Сейчас я работаю журналистом и диктором закадрового текста. Здесь у меня свое телевизионное шоу «Global Talk». Это программа на английском языке, посвящена продвижению инвестиций в Казахстан, а также освещению политической жизни страны за рубежом.
— Безусловно, американская и казахстанская журналистика имеют большие различия. А какие отличия в этой сфере для себя выявили вы?
— По сравнению с Америкой журналистика в Казахстане более контролируема государством. Для кого-то это плохой показатель, но для меня иначе.
Я думаю, что везде должен быть баланс, без него все превратится в хаос. Поэтому СМИ нуждаются в контроле. К примеру, на сегодняшний день одна из обсуждаемых тем – кибертерроризм. Оппозиционные группы и люди, которые стремятся дестабилизировать ситуацию в странах, используют Интернет и телевидение в качестве платформы для передачи своих сообщений.
— Нужно ли готовиться к переезду или импульсивное решение — единственный способ уехать с вероятностью 100%? Как было в вашем случае?
— В какой-то степени нужно быть готовым к переезду, но вы никогда не сможете представить жизнь в стране до своего прибытия. Импульсивное решение может быть разумным для одинокого человека, но если у вас семья, надо готовиться заранее, чтобы переезд был менее безболезненным для всех членов семьи.
Лично я переехал в Казахстан, так как моя жена родилась в Алматы. Мы познакомились в Америке, жили одно время в Сеуле, где родился наш сын Фабиан. Через несколько недель после его рождения приняли решение переехать в Астану. Здесь нас поддержали родственники жены.
— Какие самые большие различия между Америкой и Казахстаном?
— Скорее всего, взаимоотношения людей.
В Америке отношения между людьми не такие крепкие, как здесь. Для казахстанцев дружба имеет более глубокий смысл
Кроме того, эту сторону менталитета я заметил и в бизнес-среде. Если вы хорошие друзья с определенным человеком, и он действительно доверяет вам, с вами построят долгосрочные деловые отношения, даже если качество ваших услуг не на высшем уровне. Доверие в Казахстане играет большую роль.
— Вы чувствуете себя чужим в Казахстане?
— Не совсем. Я чувствую себя уже больше местным, если не учитывать языковой фактор. Конечно, мои языковые навыки значительно улучшились, но это пока еще не тот уровень, о котором я мечтаю. Все мои коллеги — представители местного населения, я единственный иностранец, который работает в нашем офисе последние несколько лет. Кроме того, 95% моих друзей также местные. Поэтому у меня есть возможность учить язык посредством шуток, бытовых разговоров. Благодаря работе ощущаю большую разницу между собой и другими иностранцами — я полностью погружен в казахскую культуру, политику, ежедневные новости.
— Трудно ли найти работу/жилье?
— Для иностранного журналиста — да. Если вы работаете в нефтяной и газовой промышленности, то намного легче устроится в хорошую компанию. Но несмотря на то, что трудно найти работу в качестве журналиста, здесь нет особой конкуренции. Это дает возможность больше экспериментировать, чем если бы я работал на этой же должности у себя на родине. Что касается жилья, не думаю, что тяжело. Одним нажатием кнопки в гугле можно найти любой вид жилья.
— Уезжая из Америки, с чем/кем было тяжелее всего расставаться?
— Для меня самой большой проблемой было выйти из зоны комфорта. Понимаете, все, что было для тебя знакомо ранее, становится неважным. Нужно настраивать себя на новый темп жизни. Но Казахстан довольно либеральная страна в этом смысле. Через несколько месяцев уже привыкаешь к местной жизни. Казахи открытый и дружелюбный народ. Думаю, это качество присуще им со времен Великого шелкового пути. Импонирует, что здесь живет много национальностей с разными культурными особенностями и государство грамотно способствует толерантному отношению народов друг к другу.
— Экономика вашей жизни в новой стране: больше/меньше зарплата, больше/меньше траты. Стало легче жить в плане денег? Если не сложно, расскажите подробнее о средних месячных расходах (транспорт, жилье, еда, медицина, развлечения и т. д.).
— У меня свое жилье в Астане. Но если бы я платил за аренду, цена была бы аналогичная, что и в моем городе. Стоимость еды примерно такая же. Но
медицина в Казахстане намного дешевле, чем у меня на родине
— Были мысли вернуться на родину?
— Конечно, я бы хотел вернуться. Но опять же, сейчас тяжело сказать, где для меня дом. Когда ты начинаешь путешествовать и ассимилироваться с народом других стран, больше становишься частью этого общества. Поэтому возвращаясь домой ощущаю себя, как говорится, «чужим среди своих». Честно, для меня не имеет значения, где я живу. До тех пор, пока у меня есть семья, друзья и здоровая атмосфера, где я могу расти в духовном плане и быть самим собой.