Лидер фракции ДПК «Ак жол» Азат Перуашев возмущён игрушечными макетами строительства казахстанского МЦПС «Хоргос» на фоне живого современного города на китайской стороне, сообщает Zakon.kz.
Об этом он заявил в ходе выездного заседания Комитета по экономической реформе и региональному развитию мажилиса, состоявшемся на МЦПС «Хоргос» на прошлой неделе.
— Что касается темы нашего обсуждения – работы Международного центра приграничного сотрудничества (МЦПС) «Хоргос» — мы сейчас были с вами на той площадке. И что увидели? С китайской стороны – современный, живущий полной жизнью город, с высотными отелями, офисами, банками, промышленными предприятиями. А с нашей стороны пустые участки. И павильон с макетами будущего города из пенопласта, — сказал он.
Он отметил, что 11 лет назад Казахстан и Китай начинали свои проекты на пустом месте. И вот через 11 лет у них реальный живой город, а у нас – пенопластовые игрушечные домики.
— Не знаю, как вы, коллеги, но я возмущен тем, что увидел. И считаю нужным поставить вопрос об ответственности тех, кто все эти годы, до передачи МЦПС в ведение КТЖ, морочил голову и руководству страны, и обществу, — добавил Азат Перуашев.
Отдельно он высказался об инвестиционной политике МЦПС.
— До сих пор в индустриальной зоне остаются невостребованными 81% участков. Нам докладывают, что «бизнес пассивен», никто не хочет сюда идти. Да кто пойдёт-то, если за право инвестировать в МЦПС с бизнесменов вымогают взятки, как недавно — миллион долларов, чтобы построить отель? То есть хочешь потратить свои же деньги – сначала дай взятку чиновникам. Чего же теперь удивляться, что так мало желающих к вам инвестировать? – возмутился Перуашев. — Казахстанские производители никак не могут сюда пробиться напрямую. Нам сейчас докладывали, что казахстанские конфеты, сигареты, водку, коньяк китайские покупатели просто сметают с лавок. А, например, отечественным табачным компаниям невозможно зайти на МЦПС из-за кыргызского контрафакта, который завозят непонятные перекупщики. Казахстан производит конкурентоспособные алкоголь и сигареты, это вредная продукция, но раз так – давайте её отправлять на экспорт, пусть хоть будет польза бюджету. Почему мы свою площадку отдали под чужой контрафакт?
По его словам, в партию «Ак жол» постоянно пишут предприниматели.
— Масса бизнесменов терпит убытки из-за неопределенности правового статуса МЦПС. В талдыкорганской «Желтой газете» (№ 13 от 24 июня 2016 года) говорилось, как сотни грузовиков с товаром не смогли пройти таможенное оформление в МЦПС и понесли ущерб, — продолжил Азат Перуашев. — Выяснилось, запрет вызван тем, что до сих пор не разработан единый правовой акт, регламентирующий деятельность МЦПС «Хоргос». А ведь это один из крупнейших проектов, созданный по инициативе глав государств РК и КНР. Решение о создании МЦПС появилось не вчера, а больше 10-ти лет назад. Плохо ли, хорошо ли – его структуры создаются и функционируют. Да, здания начали строить только с приходом КТЖ в 2014 году, но бумаги-то, приказы и законопроекты можно же было за 10 лет подготовить?
Руководитель демократической фракции в парламенте потребовал от Министерства национальной экономики и других ведомств ускорить разработку и принятие необходимых документов для полноценной работы таможенных органов МЦПС.
В то же время Азат Перуашев выразил признательность руководству страны и АО «Казакстан Темір жолы» за строительство железной дороги Жетыген-Хоргос.
— Я, как и многие люди, работающие и живущие здесь, искренне рад этому. Сотни жаркентцев получили работу на КТЖ и связанных объектах. Благодаря решению акима области в районе построены два зернохранилища кукурузы, производственная мощность крахмало-паточного завода увеличена с 15 до 65 тысяч тонн. Одновременно возрос спрос на кукурузу и продукцию её переработки со стороны КНР. В результате, стоимость кукурузного зерна выросла с 20 до 40 тенге за килограмм. И если ещё два года назад хозяйства не знали, что им делать с собранным урожаем, разорялись и сокращали посевные площади, то сегодня в Жаркенте настоящий бум сельского хозяйства, которое стало выгодным и перспективным. Всё это – результат программы инфраструктурного развития «Нурлы жол», и мы с вами видим её практические результаты, — заключил лидер фракции.