Таможенники умудрились «потерять» контрабанду на 5,8 млрд тенге, зато конфисковали у дальнобойщиков грузовики.
Летом 2015 года на таможенном посту «Карасу» таможни Кордай Жамбылской области была задержана колонна из 38 фур. Машины направлялись из Китая в Кыргызстан. Департамент госдоходов незамедлительно начал досудебное расследование.
Арестованный товар на сумму 6 млрд тг был выгружен на складе таможенников, но после исчез оттуда загадочным образом. И всплыл через некоторое время в Москве
— у заказчика, которому и предназначался изначально.
Тогда таможенники пошли дальше — арестовали все грузовики из автоколонны. Решение принял руководитель следственно-оперативной группы ДГД Жамбылской области Келдибаев — он признал машины орудием совершения преступления.
Это все равно что конфисковать поезд, в котором злоумышленники перевозили наркотики
Дальнобойщики от такого поворота буквально похудели. Для многих из них конфискованные машины — единственный способ кормить семью. Они всего лишь перевозили чужой запакованный и запломбированный груз.
Вот все парадоксы этого дела.
Парадокс первый: виновным оказался никому неизвестный человек
Главным «козлом отпущения» оказался некий Берик Чотпаев, который, по версии следствия, и подсунул в фуры контрабандный товар. Хотя договоры о транспортировке груза были заключены совсем с другими лицами, а не с Чотпаевым. Тем не менее Чотпаев признал себя виновным, органы ему поверили. В суде контрабандист пошел на сделку со следствием, признал свою вину, получил 3000 МРП (чуть меньше 6 млн тенге) штрафа и вышел на свободу из зала суда.
Парадокс второй: сделки со следствием быть не могло
По мнению юристов, никакой сделки со следствием Чотпаев совершить не мог, поскольку в деле есть имущественные интересы третьих лиц — дальнобойщиков. Но заместитель прокурора Жамбылской области Берик Култасов и судьи всех инстанций сделали спорный с точки зрения закона шаг, хотя своим постановлением Верховный суд это категорически запретил.
Парадокс третий: было конфисковано имущество свидетелей
Владельцы грузовиков, подлежащих конфискации в пользу государства, проходили по делу свидетелями. Не соучастниками, не потерпевшими, а именно свидетелями. Которые ввиду этого статуса не имели возможности защитить свои права.
Парадокс четвертый: государство — соучастник?
Караван фур с «Хоргоса» до «Кордая» шел под таможенным сопровождением. То есть в контрабанде изначально участвовали представители власти.
Парадокс пятый: конфискация машин
Конфискации подлежит имущество осужденного лица либо орудие совершения преступления. Фуры были средством доставки груза, а не орудием преступления. Но судья Кордайского районного суда Белгишев и апелляционная коллегия Жамбылского областного суда решили по-своему.
Парадокс шестой: заплатите за конфискованное!
Конфискованные фуры уже более года стоят на государственных стоянках. При этом владельцам машин приходят за эти стоянки счета! Чиновники отобрали машины, да еще и заставляют за это платить дальнобойщиков.
Парадокс седьмой:
Сразу после суда над Чотпаевым Генеральная прокуратура начала следствие против сотрудников службы экономических расследований ДГД Жамбылской области, которые вели это дело. Обвиняют их в получении взяток. Под следствием оказались 22 человека. В том числе и Келдибаев, который решил, что грузовики дальнобойщиков — орудие совершения преступления. Скоро над ними начнется суд.
Все эти факты подтверждаются материалами уголовных дел. А дальнобойщики между тем проиграли все суды, в том числе и Верховный. И потеряли машины.
Единственная надежда — на генерального прокурора Жакипа Асанова и его протест.
Интересы 23-х дальнобойщиков-алматинцев защищают адвокаты Елжас Молдакашев и Гульнара Жуаспаева.
— Три месяца автомашины простояли на таможне вместе с грузом, — прокомментировала громкое дело адвокат. — В сентябре при участии сотрудников службы экономических расследований ДГД Жамбылской области фуры выехали с таможни на склады, разгрузились там и уехали. Потом выяснилось, что
конфискованный государством груз исчез со склада и все-таки отправился к месту конечного назначения — в Москву
А через 5 месяцев автотранспорт был описан, арестован и признан вещественным доказательством по делу о контрабанде. Берика Чотпаева суд признал хозяином груза, приговором Кордайского районного суда 6 мая 2016 года он отделался штрафом с конфискацией всех автотранспортных средств свидетелей–владельцев.
Причем при рассмотрении дела Чотпаева владельцы грузовиков в суд допущены не были, а о конфискации узнали позже. Апелляция по их жалобам откладывалась 3 раза, в итоге приговор оставлен в силе
Руководство службы экономических расследований ДГД Жамбылской области, привлеченное к уголовной ответственности за пропажу вещественных доказательств по делу и получение взятки, «хранит молчание», находится под стражей. А дальнобойщики и их семьи лишились средств к существованию, терпят большие убытки. Их обязали охранять транспорт и оплачивать стоянку. Они долго надеялись на справедливость, а теперь уже на грани социального взрыва. Многие из них имеют большие кредиты, теряют заложенную недвижимость, некоторые на грани суицида.
По словам Елжаса Молдакашева, все его 9 подзащитных дошли до Верховного суда, где им в пересмотре дела Чотпаева отказали.
— Остальные к этому готовятся. Вся надежда на Генеральную прокуратуру, которая вправе опротестовать приговор Берику Чотпаеву. Он вынесен незаконно, согласительного производства не должно быть в его случае. Я буду и дальше воевать за своих дальнобойщиков, мы уже подали заявление в ДВД Алматы на Берика Чотпаева за мошенничество. Потому что именно он без ведома заказчика погрузил в фуры контрабандный товар. А отдуваться за это пришлось простым работягам.