Неожиданный взгляд на индустриализацию Казахстана высказывает российский аналитик.
В марте 2010 года в Казахстане была принята Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию (ГПФИИР), призванная перестроить всю экономику страны. О том, как республике удается это сделать, размышляет российский эксперт, кандидат исторических наук Александр Шустов.
Для того чтобы понять, как сложно запустить программу индустриализации в сырьевой стране, нужно вспомнить недалекую историю.
В 1991 году, когда распался СССР, республика оказалась в сложном экономическом положении.
У Казахстана не было самостоятельного производственного цикла, не зависящего от общесоюзного народнохозяйственного комплекса
При этом Украина и Белоруссия имели достаточно развитую обрабатывающую промышленность, а в Казахстане ее практически не было.
«С приходом иностранного капитала сырьевая специализация экономики лишь усилилась, — пишет Александр Шустов. — Наибольшим спросом на мировом рынке пользовались казахстанская нефть и металлы, а объем производства в машиностроении и других обрабатывающих отраслях сокращался. Причем ситуация не изменилась и сегодня. В 2014 году, например, доля сырьевых товаров в казахстанском экспорте по данным таможенной статистики составила 77,9%».
Итогом первой пятилетки индустриализации, по данным портала правительства РК, стала реализация 770 из 1042 запланированных проектов. Это позволило создать 75 тысяч постоянных рабочих мест.
Частные инвестиции в индустриальное развитие республики c 2010-го по 2015 год составили 3 трлн тенге (около $8,8 млрд)
А отраслевые индикаторы по итогам первой пятилетки были выполнены примерно на 70%. В ходе телетрансляции, посвященной подведению итогов первой пятилетки, Нурсултан Назарбаев сообщил, что за пять лет в стране было освоено производство 400 новых видов продукции. Появились такие отрасли промышленности как автомобилестроение, железнодорожное машиностроение, вертолетостроение, солнечная и ветровая энергетика.
Первая пятилетка обозначила и первые проблемы. «Более четверти всех введенных в строй промышленных объектов испытывали трудности с загрузкой, а некоторым вообще пришлось остановить производство», — пишет Александр Шустов.
Негативное влияние на экономику Казахстана оказала двукратная девальвация российского рубля
В начале 2015 года в республике активно обсуждалась идея введения запрета на импорт целого ряда российских потребительских товаров.
Предлагалось полностью запретить импорт куриного мяса из РФ, средняя цена которого снизилась с 760 до 380 тенге за килограмм при себестоимости казахстанской курятины в 400 тенге. Импорт яиц предлагалось ограничить квотой в 500 млн штук. Полный запрет или квоту предлагалось ввести на поставки российской муки, которая оказалась дешевле казахстанской в полтора раза».
Полного запрета на импорт потребительских товаров из РФ удалось избежать, но отдельные ограничения все-таки вводились. В апреле 2015 года был веден временный запрет на поставки курятины и продуктов птицеводства. Тогда же вводились запреты на поставку российских нефтепродуктов, наплыв которых обвалил цены на внутреннем рынке и создал угрозу остановки казахстанских НПЗ.
Главными целями второй пятилетки были заявлены «стимулирование диверсификации и повышение конкурентоспособности обрабатывающей промышленности». К 2019 году, по сравнению с 2012-м, объем произведенной продукции планируется увеличить на 43%, производительность труда – в 1,4 раза, создать 29,2 тыс. новых рабочих мест.
В качестве приоритетных направлений выбраны шесть отраслей промышленности: металлургия, химия, нефтехимия, машиностроение, пищевая и строительная промышленность
Развивать отрасли планируется путем создания шести кластеров. Промежуточные итоги второй пятилетки были подведены Назарбаевым 11 декабря 2015 года. По словам президента, за год было введено в строй 120 новых объектов и создано 10 тысяч постоянных рабочих мест. Всего же с 2010 по 2015 гг. реализовано 890 проектов, 90% которых осуществлено за счет частных средств. Объем инвестиций в индустриализацию страны за этот период составил 3,8 трлн тенге, общая стоимость произведенной продукции – 5,4 трлн.
По мнению российского эксперта, Казахстан добился многих успехов, включая создание новых отраслей промышленности. Но
появились и чисто внутренние проблемы: узость внутреннего рынка и отсутствие необходимых кадров
«Изначально экспортировать продукцию машиностроения предполагалось в другие страны ЕАЭС и СНГ, — пишет Александр Шустов. — Но они сегодня находятся в кризисе и платежеспособный спрос обеспечить не могут. Пока же большую часть экспорта Казахстана в страны ЕАЭС по-прежнему составляет нефть, руды цветных и черных металлов, алюминий и изделия из него, глинозем и корунд.
Проблема с кадрами глобальнее.
Миграционный отток в отдельных отраслях ставит развитие индустриального сектора под угрозу
Решить проблему с кадрами власти пытаются, направляя казахских студентов для обучения в западные технологические вузы, а также путем развития технического образования в самом Казахстане. Но развитие технического образования в самой республике сталкивается с отсутствием необходимой учебной базы и преподавателей.
— Перспективы участия Казахстана в ЕАЭС в плане индустриализации заключаются в выстраивании трансграничных производственных цепочек и создании экспортоориентированных производств, — подводит итог аналитик из России. — Причем их продукция может быть предназначена отнюдь не только для стран ЕАЭС.
Так, российский «Автоваз» участвует в строительстве крупнейшего в республике завода полного цикла «Азия Авто Казахстан» в Усть-Каменогорске. Проект включен в программу индустриализации на 2015-2019 годы. В планах «Автоваза» – сделать завод своей основной экспортной площадкой для экспансии на рынки южных стран. В качестве основных экспортных направлений рассматриваются транскавказские страны, страны Центральной Азии и Монголия.
Так что, как полагает Александр Шустов, при сохранении политической стабильности и курса на индустриализацию
у Казахстана есть шанс сократить отставание от России и Беларуси и претендовать на роль индустриального лидера Средней Азии
Реализация этого шанса во многом будет зависеть от того, каким образом в республике произойдет транзит власти, предстоящий в обозримой перспективе.
Президент РК поручил не допустить ошибки первой пятилетки ПФИИР