Давняя дружба между Саудовской Аравией и США рассыпалась из-за одного законопроекта.
29 сентября конгресс США впервые преодолел вето президента Обамы по закону, который разрешает семьям жертв теракта 11 сентября 2001 года обращаться с исками к Саудовской Аравии. За преодоление президентского вето проголосовало большинство конгрессменов — 348 голосов против 77. Из-за этого, по мнению многих экспертов, ситуация в мировой политике и экономике может развиваться совершенно непредсказуемо.
Краткая предыстория. Законопроект JASTA (Justice Against Sponsors of Terrorism Act, JASTA) изначально одобрен сенатом США еще в мае 2016 года. Документ был передан на подписание президенту США. Но Барак Обама предупредил: он наложит вето на законопроект, поскольку в результате его принятия другие страны тоже смогут подавать иски против США, что американцам совсем не нужно.
Тогда же Саудовская Аравия пригрозила Америке: если закон будет принят, она продаст все имеющиеся у нее американские активы на общую сумму $750 млрд. Тем не менее, сенат преодолел вето президента.
— Это опасный прецедент. Я не ожидал этого.
Мы внезапно оказались подвержены ответственности за все, что делаем по всему миру
и оказались субъектами частных исков в судах, где часто не знаем, какие могут быть последствия, — сказал Обама.
Американский лидер также пояснил, что военные США, которые служат за рубежом, могут стать «объектами аналогичных исков» со стороны других стран, — сообщило CNN.
По мнению многих экономических аналитиков, ситуация может развиваться совершенно непредсказуемо. Российский американист Дмитрий Тренин полагает, что «Вашингтон перестал быть для Эр-Рияда надежным партнером и союзником». И это уже необратимо.
— Реакция последует в самое ближайшее время, — говорит Тренин. — Самые высокие лица выступят с заявлениями. Однако, единственное, что может совершить Саудовская Аравия в отместку — вывод капиталов, вложенных в американские ценные бумаги. И
хотя сумма саудовских капиталов немала, обрушить рынок США не удастся
Второй метод — разрушить американскую промышленность сланцевой нефти. Но тогда саудиты и сами могут понести потери. Тем не менее, Саудовская Аравия рассматривала возможный вывод уже давно. Вероятно, ими была составлена и какая-то программа действий.
К неутешительному выводу пришел и казахстанский экономист Зейнулла Какимжанов, бывший в свое время министром финансов РК.
— Я пытался осмыслить будущие последствия таких шагов не только по отношению к Саудовской Аравии, но и шире. Получается хаотическая картина, — полагает экономист. — Несомненно, надо хорошо изучить, как будет реализовываться такое право, но как финансист вижу некоторые возможные финансовые потрясения.
В долговых обязательствах США много денег Саудовской Аравии. То, что первые суды будут выиграны — сомнений мало.
Не могу сказать, в чьей юрисдикции эти суды будут. Но понятно, что в той, где их можно будет выиграть
Сколько на это понадобится времени — год или два — трудно сказать.
Но однозначно это будут крупные иски. Саудовская Аравия должна обезопасить свои деньги. Как, куда, как скоро?
Простой ответ — выход из долларовых активов: это недвижимость в США, акции американских компаний, гособлигации США и так далее. А куда выводить? В евро, юани, золото, облигации других государств, в другие инвестиции?
Но завтра с таким же успехом могут появиться участники терактов с паспортами Катара, Кувейта, Ирана, Ирака, всего Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки. Они могут быть и гражданами наших государств.
Назревает что-то масштабное.
Если обрушится рынок государственных долгов США, это будет нечто неуправляемое в планетарном масштабе, может начаться пирамида банкротств государств
Если в ближайшее время мы увидим сильное укрепление евро по отношению к доллару, рост цен на золото, значит поезд тронулся.
Тем временем, первой новым американским законом воспользовалась гражданка США по имени Стефани Росс Десимон, муж которой стал одной из жертв терактов 11 сентября 2001 года. Женщина тогда была беременной. Она подала иск на Саудовскую Аравию в суд Вашингтона от себя и своей дочери, обвинив Эр-Рияд в поддержке «Аль-Каиды» и ее лидера Усамы бен Ладена. Вдова требует компенсации (размер которой не указывается) за убийство супруга и свои испорченные нервы.
ЦРУ рассекретило документы о терактах 11 сентября