В Агентстве по делам госслужбы и противодействию коррупции прошел брифинг по вопросам госслужбы в Казахстане.
Как происходит карьерное продвижение государственных служащих? Могут ли претенденты на руководящую должность обжаловать решение конкурсной комиссии? Что входит в стаж государственной службы?
На эти и многие другие вопросы ответили и.о. директора Департамента государственной службы Агентства Жаркын Тлеукенов, заместитель директора Департамента контроля в сфере государственной службы Максата Мусина и президент ассоциации HR-менеджеров Казахстана Гульмира Раисова.
С 2016 года в Казахстане действует карьерная модель государственной службы. Для внедрения карьерной модели по примеру государственных служб Австралии, Франции, Японии введен институт внутренних конкурсов. В свою очередь внутренний конкурс среди государственных служащих состоит из двух этапов.
При появлении вышестоящей вакансии госорган проводит первый этап внутреннего конкурса, где в первую очередь предоставляется возможность занять должность госслужащим данного госоргана. Это дает возможность госслужащим планировать свое долгосрочное карьерное продвижение.
В первом этапе внутреннего конкурса вправе принять участие и сотрудники ведомств госоргана, объявившего конкурс и его территориальных подразделений. Обязательным условием для участия в конкурсе на вышестоящие должности является опыт работы на нижестоящих должностях, а также образование, соответствующее направлению претендуемой должности.
Стоит отметить, что для прозрачности конкурсного отбора в Агентстве и территориальных подразделениях действуют апелляционные комиссии, которые рассматривают жалобы кандидатов. Кандидаты, усомнившиеся в объективности отбора вправе обжаловать решение конкурсной комиссии также и в судебном порядке. На сегодняшний день из более чем 10 тысяч проведенных конкурсов по всей стране поступило всего 30 апелляций касательно объективности конкурсных процедур.
Благодаря карьерному продвижению с начала года по результатам конкурсов с нижестоящих на вышестоящие должности переместились 2512 сотрудников.
Второй внутренний конкурс – это конкурс среди всех госслужащих, с соответствующим стажем работы на госслужбе. С начала года по результатам вторых внутренних конкурсов 651 госслужащих были назначены на вышестоящие должности.
Третий этап конкурса объявляется при отсутствии соответствующих кандидатов среди госслужащих, в нем могут принять участие все желающие, в том числе выпускники ВУЗов, не имеющие стажа работы.
Исчисление стажа работы является одним из наиболее часто задаваемых вопросов, поступающих на блог председателя и интернет-ресурс агентства.
Стаж государственной службы включает период работы на госдолжностях в госорганах. При продвижении по карьерной лестнице учитывается стаж государственной службы.
С июля т.г. действуют новые правила исчисления стажа работы, дающего право на установление должностного оклада.
В соответствии с Правилами, в стаж, дающий право установления должностного оклада, включается время прохождения воинской службы, службы в правоохранительных и специальных госорганах, период учебы в специальных учебных заведениях, специального первоначального обучения. При этом в стаж работы включается период обучения только в отечественных организациях образования.
(Академия МВД, КНБ, Генеральной прокуратуры, а также ликвидированная Академия финансовой полиции).
Также в стаж, дающего право на установление должностного оклада, включается период работы в госорганизации на руководящих должностях. Под госорганизациями понимаются государственные юридические лица в виде государственных учреждений и государственных предприятий.
Период обучения, в том числе за границей по направлению госорганов, если служащий до поступления пребывал на госслужбе и после окончания вернулся на госслужбу также включается в стаж работы.
В каждом госоргане действует комиссия по установлению трудового стажа, дающего право на установление должностного оклада, в которую имеют право обратиться госслужащие.
Напомним, что с 1 января 2016 года введен в действие закон «О государственной службе Республики Казахстан», являющегося частью законодательной основы первой институциональной реформы «Формирование профессионального государственного аппарата».
Агентство продолжит работу по разъяснению новых положений данного закона и иных нормативных правовых актов, принятых в реализацию Плана нации – 100 конкретных шагов и I направления пяти институциональных реформ главы государства.