Интересы казахстанцев и Нацбанка слегка разошлись: укрепление тенге сейчас «на руку» Акишеву.
Возможно потому, что главный банк страны при крепком тенге может «сэкономить» на компенсациях вкладчикам.
Курс тенге растет. Казахстанцы связывают резкое укрепление нацвалюты с предстоящими выплатами компенсаций вкладчикам коммерческих банков: ведь чем дешевле 30 сентября будет доллар, тем меньше будет сумма, которую государство компенсирует вкладчикам за потери при девальвации 2015 года. А компенсации, к слову, ждут 1,7 млн наших сограждан, имевших на сберегательных счетах в коммерческих банках не более 1 млн тенге. То есть даже по самым скромным подсчетам сумма компенсаций впечатляющая, а значит у Нацбанка точно есть корыстный интерес в укреплении тенге именно сейчас. Однако эксперты такую точку зрения не разделяют.
— 1,7 млн казахстанцев ждут обещанных компенсаций. Чем дешевле будет доллар, тем меньше они получат. Как считаете, может быть так, что Нацбанк укрепляет тенге намеренно, чтобы сэкономить на компенсациях?
— Тенге укрепляется по объективным фундаментальным причинам. Во первых, по итогам заседания Федеральной резервной системы США базовая ставка осталась без изменения, что обусловило ослабление доллара к остальным мировым валютам (примерно на 1%). Во вторых, по итогам заседания ОПЕК нефть подорожала на 2,5 доллара, на фоне чего российский рубль укрепился на 1,3%, что тоже немаловажно.
Что же касается компенсации вкладов, надо понять, какие объемы финансов будут на это выделены. Конечно, это также влияет на ослабление тенге, но больше все зависит от выделенных на это средств.
— Объемы торгов на бирже меньше, чем обычно. С чем связано это затишье?
— Объемы действительно невысокие. Полагаю, что этот положительный эффект произошел за счет регулирования, которое проводил Нацбанк в течение последнего месяца. Кроме того, я читал, что Нацбанк тратил резервы на поддержание тенге в июле и августе. Таким образом, он сбил аппетит спекулянтам, это хорошо проверенный многими центробанками метод, благо, сейчас еще и нефть в стоимости поднялась. К примеру, в 2015 году Нацбанк удерживал курс тенге на уровне 180, думая, что нефть вырастет, а этого не случилось. Потому мы и получили почти 100%-ю девальвацию.
— Как считаете, тенге будет укрепляться и дальше?
— На данном уровне курса тенге в краткосрочном периоде пока не вижу причин для его обесценивания.
— По вашему мнению, нужно ли существенно и дальше укреплять тенге, чтобы таким образом уменьшить размер выплат компенсаций казахстанцам, которые хранят вклады на тенговых депозитах?
— Я категорически не согласен с такой постановкой вопроса. Тенге никто не укрепляет намеренно. Существуют известные рыночные условия: растущая цена на нефть предполагает, что курс должен падать. Уверяю вас, движение курса сейчас происходит под воздействием рыночных сил.
— Можно с вами не согласиться. Многочисленные интервенции Нацбанка и неожиданные девальвации свидетельствуют о том, что направление динамики курса зависит исключительно от решений государственных органов.
— Нет здесь глобального заговора, чтобы обмануть население. Это нормальная, вполне предсказуемая экономика. Курс тенге сейчас самостоятельно выходит на новый уровень, который рынок считает равновесным. Идет нормальное состояние бизнеса, народ, думаю, меньше начал ходить в обменники, видя низкую волатильность и постепенное укрепление тенге. Кроме того, если вы вспомните мои прогнозы в августе, когда доллар взлетал, я прогнозировал, что ажиотаж пройдет и курс будет укрепляться. Что сейчас и происходит.