Украинец Роман Стратийчук прославился в Казахстане, сейчас живет во Вьетнаме. Алматы вспоминает с улыбкой.
Казахстанцы Романа узнали благодаря скандалу с постером, на котором были изображены целующиеся Курмангазы и Пушкин. Из-за этого скандала он был вынужден уехать из страны. Суд уже вынес свое решение по постеру, рекламное агентство закрыто. Страсти улеглись, появилась возможность взглянуть на ситуацию не сквозь эмоции.
Роман — выходец из Украины. Множество его земляков работают в Казахстане, и нередко мы видим определенную разницу в менталитете с ними. В казахстанской журналистике уже были неоднозначные прецеденты перенесения методов работы из Украины в Казахстан. Роман перенес их на наш рекламный рынок — получился тот самый скандальный процесс. Сейчас мы хотим поговорить не столько о том процессе, сколько о том, что привело Романа в Казахстан и какие впечатления наша страна оставила у украинского дизайнера.
— Где вы родились, учились? Кем работали до переезда?
— Я родился на западе Украины в небольшом городке Старая Ушица. Большую часть своей жизни я прожил в Киеве, за исключением тех моментов, когда жил не в Украине, а в других странах.
В 2013 году я приехал в Казахстан и проработал 2,5 года. Как многие знают, я работал в рекламном агентстве, наделавшем много шума. Агентству пришлось закрыться, чем безусловно могут гордиться власти Казахстана. Хорошо, что команду удалось сохранить и перевести на другое юридическое лицо, но лично я стал слишком одиозной фигурой. Летом 2015 года мне пришлось уехать из Казахстана.
Приехал в Алматы я снежной и морозной зимой сразу после Нового 2013 года. На улицах было много льда, по тротуарам было невозможно ходить. Возникало ощущение неприветливого и неуютного города, где о людях не думают или даже пытаются от них избавиться с помощью примитивных ледяных ловушек и ужасных сосулек, что свисали с каждой крыши.
Я еще удивлялся тому, как терпеливо жители Алматы переносят подобные неудобства, как покорно ждут в пробках, пропуская кортежи, как терпят безнаказанность мажоров,
как стыдливо прячут глаза, стоит разговору коснуться политики. Тогда мне только предстояло узнать, как все это делается в Казахстане.
— Нужно ли готовиться к переезду или импульсивное решение — единственный способ уехать с вероятностью 100%? Как было в вашем случае?
— Мой переезд в Казахстан был очень и очень импульсивным. Поступило предложение поработать у вас, после чего я раздумывал меньше дня. На тот момент я и так знал достаточно много людей в Казахстане, бывал в Алматы не раз по делам. Я более или менее представлял, куда еду. Другое дело приехать на пару дней или жить в стране постоянно — это совершенно разные вещи.
Прошел год, как я уехал из Алматы. Мне трудно сказать, но наверняка за это время город стал и лучше, и хуже. Это ведь живой организм, который все время меняется, развивается в ту или иную сторону. Кому-то это нравится, кому-то нет. Нельзя приехать в один и тот же город дважды.
— Какие самые большие различия между Украиной, Казахстаном и Вьетнамом вы бы отметили?
— В Алматы бедно с архитектурой и даже та, что есть, не ценится и уродуется крылечками, парадными, нелепыми вывесками. Но я вспоминаю Алматы с теплом. Человеческая память услужливо стирает все плохие моменты и оставляет только хорошие. Сейчас у меня Алматы ассоциируется с уютными солнечными днями, с засыпанной желтыми листьями Тулебайкой, со взлетками, вечеринками, выездами в ваши безумно красивые горы.
Сейчас я живу в Хошимине, и тут, как и в Алматы, очень чувствуется дыхание Азии с ее особыми традициями, модными движениями, трендами, которые сильно отличаются от трендов западного мира. Здесь больше людей, более выраженное влияние Японии, Кореи и Китая. Несмотря на это, Хошимин и Алматы чем-то похожи.
Например
в Украине люди лучше самоорганизованы, не боятся защищать свои права. Там есть офигительное, разлитое в воздухе ощущение свободы
Это видно на улице, читается в глазах прохожих. В Казахстане все более скованные, скрытные, зажатые. Практически нет выражения своего мнения, нет стремления быть неординарным, выделяться из толпы. В оковах внутренней несвободы люди стремятся слиться с потоком, быть как все. Есть какая-то зона комфорта, но все боятся признать, что это всего лишь зона. Плохое советское слово. Плохая наследственность. Страх.
Зато в Алматы есть много того, чего нет в Киеве и в Хошимине
Например, та же конина, которую не едят ни в Киеве, ни в Хошимине. И я могу сказать, что корейская кухня в Алматы не похожа ни на корейскую кухню в самой Корее, ни во Вьетнаме.
И правда, глупо ехать в Алматы, рассчитывая найти на Зеленом базаре набор традиционных украинских блюд у продавщиц с полтавским говорком. Мир был бы очень беден, если бы все и везде было одинаковое.
— Вы чувствуете себя чужим в Казахстане?
— Я нигде себя чужим не чувствовал. Легко схожусь с людьми и встраиваюсь в любую реальность. Я неприхотлив, у меня нет особых запросов, я не ностальгирую и не ищу Украину ни в Казахстане, ни во Вьетнаме.
— Трудно ли найти работу/жилье?
— Когда я ехал в Алматы, то уже знал, где буду работать. Жилье было совсем несложно найти.
— Уезжая из Украины, с чем/кем было тяжелее всего расставаться?
— Понятно, что расставаться с родными, близкими, друзьями всегда трудно. Но жажда приключений, страсть открытий побеждает. И если уж решился переезжать, то надо быть готовым к тому, чтобы воспринимать то лучшее, что ждет тебя впереди, принимать то, что может дать тебе временная родина.
— Экономика вашей жизни в новой стране: больше/меньше зарплата, больше/меньше траты. Стало легче жить в плане денег? Если не сложно, расскажите подробнее о средних месячных расходах (транспорт, жилье, еда, медицина, развлечения и т. д.).
— В Алматы я зарабатывал примерно столько же, сколько в Киеве, но в Алматы больше тратилось. Жизнь примерно на 25% дороже, чем в Киеве. Очень много денег уходило на квартиру, продукты, одежду и особенно много на путешествия. Проблема Казахстана в том, что он находится далеко от всего, а выхода к морю, как мы помним, нет.
— Были ли мысли вернуться в Алматы?
— Из Алматы я сначала уехал в Киев на пару месяцев, а уже потом прилетел в Хошимин. Возвращаться в Казахстан я планирую разве что министром культуры РК (смеется). Не смейтесь! Можете так и написать, что готов заниматься культурой Казахстана на высшем уровне. Спорт, так уж и быть, обещаю не трогать.
На самом деле жизнь очень короткая, а мир невероятно огромный. Хотелось бы двигаться вперед, открывая новое и узнавая больше и больше.
За новым иском против авторов поцелуя Пушкина и Курмангазы стоят власти Алматы
Прямой потомок Александра Пушкина требует ответа от авторов скандального плаката