Попытка открыто говорить о педофилии приводит к неприятным выводам — когда-то это было нормой.
Осуждая педофилов сегодня, мы вряд ли знаем, что когда-то они не считались преступниками. Традиции бывают и негативными. Речь не только об Узбекистане и даже Центральной Азии. Это доказывает, что педофилия имеет глубинные корни. Значит, бороться с этим злом нужно очень серьезно, и не только мерами уголовного преследования.
Один из первых шагов в этом направлении — открытость. Общество должно знать о проблеме. Казахстанцы сейчас слышат эти страшные истории регулярно, к сожалению. Но это способствует пробуждению общества — люди задумываются, как защищать детей.
В Узбекистане предпочитает действовать иначе — информация об изнасилованиях несовершеннолетних держится в строжайшей тайне. Молчат правоохранительные органы, молчит официальная пресса. Только зарубежные СМИ рассказывают об эпизодах педофилии.
Последний инцидент освещала узбекская служба «радио Свобода» 26 августа 2016 года. На юге страны, в Кашкадарьинской области, неизвестный мужчина 19 августа изнасиловал 10-летнюю девочку и сбежал с места происшествия.
«Как говорит наш участковый инспектор, девочка около 10 часов утра гуляла на улице. Неизвестный мужчина обманным путем заманил ее в поле на окраине города, надругался над ней, а затем сбежал. Девочка вернулась домой в слезах и рассказала обо всем матери. Затем приехали милиционеры. Девочку отвезли на экспертизу, которая подтвердила факт изнасилования. Девочка была в таком шоке, что даже не смогла показать то место, где ее изнасиловали»,- передает «Свобода» слова местного жителя.
Факт изнасилования подтвердили и в городской администрации Каршинского района, где произошло это преступление. Оперативно-розыскные мероприятия не дали результатов. Преступник не задержан и до сих пор в розыске.
18 июля в Хорезмской области 28-летний парень, задержанный по подозрению в изнасиловании 7-летней девочки, выпущен на свободу под подписку о невыезде. Источник рассказал «Радио Свобода», что 28-летний женатый мужчина, отец двоих детей, заведомо зная о том, оказав моральное давление на 7-летнего ребенка, изнасиловал ее — прямо у нее дома, в 12 часов дня. Узнав об этом, отец девочки отвел её к доктору.
«По словам официальных лиц, обвиняемый полностью отрицает свою вину»,- передает «Свобода». Позже стало известно, что местное РОВД возбудило уголовное дело по статье 119 («Насильственное удовлетворение половой потребности в противоестественной форме») и по части 4 этой же статьи («Сопряжение с угрозой убийством») Уголовного кодекса страны. Если его вина будет доказана, насильнику грозит тюремное заключение на срок от 15 до 20 лет.
Таких историй наберется не так уж много — из-за завесы официального молчания. Жертвами насилия становятся не только девочки, но и мальчики. Есть эпизоды насилия над девочками со стороны старших родных братьев. Есть случаи с летальным исходом. Одна из наиболее шокирующих историй — насилие со стороны 63-летнего мужчины над девочкой-подростком. Это произошло в одном из сел рядом с Самаркандом — жители поселка опередили полицию в поисках преступника, но не решились на насильственные действия. Насильника изгнали с позором, как сообщают СМИ.
Но эти истории по мнению многих — лишь верхушка айсберга. Статистику об осужденных за педофилию за последний год получить крайне трудно. Случаи изнасилования несовершеннолетних в большинстве случаев держатся в тайне не только официальными органами, но и семьями пострадавших.
По мнению известного журналиста Эльпарида Ходжаева, узбекское общество консервативное, многие стесняются выносить сор из избы, а власть имущие поддерживают такие тенденции:
— Когда я работал в газете «Домашний доктор», у нас снимали с номера статьи про случаи СПиДа в республике. Цензоры говорили, что это негативно отражается на имидже страны. А
бывший вице-премьер Алишер Азизходжаев вообще говорил, что у нас в языке нет слова педофилия, это все извращения Запада
Можете представить, почему у нас такое отношение к проблеме,- комментирует журналист.
Мужская педофилия была распространена в Средней Азии до революции, где мальчики-бачи открыто служили удовлетворению гомосексуального влечения. Бача в переводе с таджикского — мальчик. Это явление известно под названием “бачабозлик” как вид сексуального рабства и детской проституции, вовлекающий мальчиков до полового созревания в исполнение эротических танцев в женском образе перед взрослыми мужчинами. Клиенты могли «купить» мальчика танцора для своих сексуальных утех.
Корни этого явления лежали в суровой сегрегации женщин и высокой стоимости брака
Женщинам запрещалось заниматься проституцией. За это жестоко наказывали, вплоть до смертной казни. Поэтому публичные дома в европейском понимании в Бухаре, Коканде, Хиве, Самарканде и Ташкенте отсутствовали.
Ориенталисты, российские и западные путешественники оставили много сведений о таком позорном явлении, как бачабозлик. Описание института «бачей» и тексты их песен можно найти также в «Кауфмановском сборнике» (Москва, 1910) или в воспоминаниях «Из путешествия по Средней Азии» художника Василия Верещагина.
В Средней Азии после завоевания Россией и включением её в состав империи институтом бачи было покончено.
Конечно, непосредственную, прямую связь между педофилами сегодня и этой традицией провести сложно. Преступники вряд ли как-то оправдывают свои действия. Однако показательно, что
Сегодня официальный Узбекистан делает вид, что этакой проблемы нет вовсе. Казахстан ее признает, но до решения далеко. Уголовное преследование педофилов, видимо, не настолько пугает этих нелюдей. Значит, проблема требует большего внимания и более эффективного решения.