Силовики обязаны ответить на усиление террора, но как? Мировой опыт указывает один выход из ситуации.
Сегодняшняя реальность, которую можно отрицать или игнорировать, но невозможно отменить, ставит много вопросов о деятельности силового аппарата государства. Совершенно очевидно, что существующие в Казахстане
псевдорелигиозные и экстремистские структуры начали открытую войну против государства и его народа
У них свои фанатичные идеалы и цели, для достижения которых они не останавливаются ни перед чем. Ситуация, которую мы наблюдаем, требует определённого общественного консенсуса как по поводу самой деятельности спецслужб, так и их статуса, возможностей и полномочий в борьбе с терроризмом, экстремизмом, разведывательно-подрывной деятельностью зарубежных агентов, а также с системной коррупцией, которая как раз и создаёт для всего этого условия.
Надеяться, что угроза терроризма в ближайшие годы сойдет на нет, бессмысленно
Слишком много разного рода внешних «игроков» заинтересованы в дестабилизации Казахстана. Среди них и некоторые глобальные державы, и международные экстремистские организации, и организованные преступные группировки, и локальные радикальные секты, а также направляемые ими фанатики-одиночки. Все эти факторы, очевидно, имеют свои мотивы, которые весьма различны – начиная от фанатичных идей и бредовых планов по установлению так называемого «всемирного халифата» и заканчивая деньгами от спонсоров так называемого «управляемого хаоса».
По сути, нужно назвать вещи своими именами: мы находимся в состоянии войны с определёнными глобальными центрами силы. При этом, однако, речь идёт о войне нового уровня.
Время тотальных войн с линиями фронта, массовым применением авиации, артиллерии и бронетанковых войск ушло в прошлое. Такие военные действия мы можем наблюдать лишь в отдельных странах – там, где очевиден коллективный интерес сильных мировых держав. Например, в Сирии и Ираке.
Но ведь и остальной мир сегодня не живёт в тишине и спокойствии. Настало время так называемых «гибридных войн», стратегии которых потрясающе разнообразны:
Бороться с подобными явлениями должны специальные службы. И для Казахстана это ныне актуально как никогда.
Недавние теракты в Актобе и Алматы прекрасно укладываются в эту схему. Значит, есть внешние силы, ведущие свою игру в Казахстане. Немногие знают, что ещё десятки подобных страшных событий были предотвращены усилиями спецслужб. В их распоряжении сейчас есть все необходимые ресурсы: подготовленные кадры, продвинутая техника, проверенные временем методики работы. Однако практика показывает, что этого недостаточно.
На фоне мощного развития технологий, позволяющих террористам обмениваться информацией и наносить неожиданные удары, противодействовать им становится всё сложнее. С трудностями сталкиваются даже сильнейшие государства. Те же
США устами официального представителя Госдепартамента признали своё поражение в информационной войне с ИГИЛ
Мобильная связь и интернет отменили необходимость проводить личные встречи для координации террористических актов. Каждый год лидеры рынка коммуникаций представляют защищённые сервисы, позволяющие передавать информацию тайно, быстро и в большом объёме. Результатом становится массированное зомбирование молодёжи, недовольной своим социальным положением, испытывающей проблемы бедности и безработицы.
Аудитория, на которую оказывают влияние интернет-проповедники, в настоящее время не поддаётся оценке. Специалисты говорят о миллионах человек по всему миру. И в Казахстане у этих проповедников также находится множество последователей. Увы, это не секрет.
Понятно, чтобы обеспечить безопасность общества, спецслужбы должны опережать замыслы экстремистов, идти на шаг впереди. И для этого им необходимы определённые законные ресурсы. Органы, призванные защищать наше спокойствие и мирный сон, должны иметь возможность заблаговременно выявлять скрытые действия и намерения радикалов, отслеживать их и быстро нейтрализовать без ущерба нашему спокойствию.
Следует понимать, что во всём мире спецслужбы многих десятков стран сталкиваются с аналогичными вызовами. Казахстан не одинок в этой проблеме. Мир стремительно меняется, возникают новые системные угрозы безопасности, и силовой аппарат многих государств вынужден менять свои подходы и методы сообразно этим новым угрозам. В десятках стран сегодня существует понимание простого факта: для эффективной работы органам безопасности нужны дополнительные возможности, в том числе и некоторые законные полномочия, позволяющие эффективно противостоять развёрнутой гибридной войне.
В США к пониманию этого общество пришло уже давно — после терактов 11 сентября 2001 года. Тогда парламент США подавляющим большинством голосов принял «Патриотический Акт». Этот закон расширил полномочия ФБР, АНБ и Министерства национальной безопасности, в том числе и по контролю за информационным пространством.
Шаг этот себя оправдал: с тех пор подобных атак на США не совершалось, а сотни террористов были задержаны ещё до того, как смогли приступить к подготовке терактов. Уже при Обаме, на публике неоднократно критиковавшем своего предшественника Буша за «неоправданные» методы борьбы с терроризмом, была без особого шума запущена программа PRISM. Она позволила Агентству национальной безопасности в ещё больших масштабах перехватывать и анализировать информацию, курсирующую между потенциально опасными отправителями и адресатами.
Европа, ставшая в 2016 году свидетелем нескольких страшных терактов, также понимает необходимость усиления борьбы с терроризмом. На днях около
70% жителей Швейцарии, традиционно самой спокойной европейской страны, поддержали законопроект о расширении полномочий местных спецслужб
В целом мы становимся свидетелями глобальной тенденции: стремясь защитить население от агрессивных фанатиков, для которых человеческие жизни ничего не стоят, правительства при поддержке избирателей предоставляют силовому аппарату дополнительные, особо не афишируемые возможности по обезвреживанию экстремистов. Речь не идёт об ущемлении законных прав и свобод законопослушных граждан. Но в то же время спецслужбы наделяются некоторыми новыми правами, позволяющими им заблаговременно отслеживать подготовку к терактам и своевременно их пресекать.
В свою очередь правозащитники на этом фоне ставят логичный вопрос: как расширение полномочий спецслужб может отразиться на правах рядовых граждан?
У каждого человека существуют такие конституционные права как тайна личной жизни и переписки, свобода вероисповедания. Не будут ли эти гарантии нарушены? И не случится ли так, что законопослушный гражданин вдруг станет субъектом внимания спецслужб? Вопросов много, все они требуют чёткого ответа со стороны инициаторов расширения полномочий силовиков.
Показательно, что сами представители силового блока отмечают — сегодня реалии существенно изменились. Даже если подходить к вопросу соблюдения конституционных прав со стандартами 10-летней давности, то с той точки зрения современные подходы могут показаться ущемлением гражданских свобод. Однако
нужно понимать, что 10 лет назад не было и подобного уровня коммуникаций
У экстремистов, в частности, не было таких возможностей вести скрытую переписку, обмениваться технологиями изготовления бомб. Скажем, если ранее переписку в Интернете на подобные темы можно было выявлять автоматически, через программы, фиксирующие по применению некоторых ключевых слов и фраз, то теперь, с развитием криптографии и появлением множества защищённых сервисов передачи данных, спецслужбам требуются уже новые ресурсы для выявления такой переписки. Между тем, на карте по-прежнему стоят жизни многих тысяч ни в чём не повинных мирных людей. Специальные службы стоят на страже спокойствия общества, а общество со своей стороны по-прежнему ждёт от силовиков должного уровня противодействия терроризму.
Если, скажем, после очередного массового теракта представитель КНБ скажет: «Извините, но у нас просто не было достаточных полномочий, мы не смогли отследить их переговоры», то этого человека в обществе, мягко говоря, не поймут. Людям необходимы гарантии безопасности. И сегодня силовым структурам необходимы принципиально иные возможности, чем десять лет назад.
Фактически, сегодня и в США, и в Европе наблюдается схожая тенденция: расширяя полномочия спецслужб, государство уравнивает их возможности по борьбе с террористическими организациями с ресурсами самих террористов.
Следует понимать и другой принципиальный момент. Право на жизнь десятков и сотен граждан страны важнее права отдельного индивида на защиту, в сущности, абсолютно никого не интересующей бытовой информации. Если же этот индивид занимается подготовкой теракта, то он заранее будет знать последствия.
Самый главный и безусловный критерий здесь – спасение человеческих жизней
К этому в последние годы пришли даже самые развитые западные демократии, где тайна личной жизни (так называемое понятие privacy) превыше всего.
В начале сентября КНБ была ликвидирована диверсионная ячейка террористов, члены которой планировали теракты сразу в нескольких городах Казахстана. Стоит сказать, что наверняка при этом были нарушены их права: как минимум, прослушивались телефоны, перехватывались электронные письма и т. д. Возможно, также нарушались и права совершенно не причастных к терактам их родственников, друзей и знакомых. Однако
сопоставима ли цена нарушения этих прав с тем, что могло бы произойти в Казахстане 11 сентября, если бы спецслужбы вовремя не сработали?
Стоит также отметить, что потенциальные возможности специальных служб могут пригодиться не только в борьбе с террористами и шпионами. Одной из наиболее опасных системных проблем нашего общества сегодня является коррупция. И именно коррупция может способствовать свободному развитию и существованию в различных регионах экстремистского бандподполья. Нечистые на руку чиновники стали столь изобретательны, что выявить их без использования специальных возможностей, причём до того, как они нанесут огромный ущерб государству, стало крайне сложно.
Сейчас полномочия по борьбе с коррупцией в Казахстане сосредоточены в руках одного органа – специально созданного агентства. Однако с точки зрения эффективности работы этого ведомства есть много вопросов. «Кто следит за следящим?» — вопрошали древние. Настроена ли сегодняшняя антикоррупционная система на эффективную борьбу с мздоимством в судах, прокуратуре, МВД, армии, среди чиновников самого высшего ранга, да и в самом Агентстве?
Общеизвестный факт: с коррупцией необходимо бороться всем. Как на низовых уровнях (где собственно и совершаются коррупционные преступления), так и на самых высоких. В том числе и самим силовым структурам, в частности их специфическими методами.
Возникает резонный вопрос: если некоторые силовые структуры получат дополнительные полномочия, в частности в оперативной работе, то не случится ли роста злоупотреблений со стороны их сотрудников?
Здесь, безусловно, необходим определённый механизм сдержек, а главное – нужен очень чётко прописанный комплекс полномочий, не противоречащий ни единой букве Конституции. Если же говорить о проблемах объёма полномочий и чистоты кадров, то это проблемы разных плоскостей. Злоупотребления и при нынешних полномочиях в наших органах – далеко не редкость, это не секрет. Но злоупотреблений не будет вообще, если кадровый состав спецслужб будет обладать такими характеристиками как патриотизм, профессионализм, здравый смысл и человеческая справедливость. А это уже вопрос применительно к борьбе с коррупцией в самой системе силовых органов, а также качественного рекрутинга сотрудников, их обучения и контроля.
Другими словами, если в дорожных происшествиях гибнут люди, это не значит, что нужно запрещать автомобили. Это значит, что нужно просвещать водителей и внедрять более совершенные системы контроля дорожного трафика. Подобно этому внедрение современных методик отбора кадров, а также профильный парламентский контроль позволят минимизировать негативные риски расширения полномочий спецслужб, существенно повысив при этом уровень безопасности страны, общества и граждан. Обсуждая данный вопрос, нужно подойти к нему комплексно, очень последовательно и системно, а главное – открыто. Обществу нужен чёткий консенсус в данном вопросе.