Возможно, такое решение уже созрело в Администрации президента, прогнозирует Денис Кривошеев.
9 сентября Назарбаев проведет расширенное заседание правительства. Какой круг вопросов будет там решаться? Наверняка там будет рассмотрена и проблема ралигиозного экстремизма. По словам Кривошеева, с учетом активизации экстремистских групп, комитет по делам религий в виде придатка Министерства культуры и спорта неэффективен. Но все же это не самый главный вопрос, уверен эксперт.
— Мне кажется, что первый вопрос, который будет стоять на повестке дня, — это нерациональное использование денег. Огромное количество средств не осваивается, а где-то наоборот их не хватает. Чтобы эти контрацикличные меры, о которых все говорят, все-таки были контрацикличными. Как мне кажется, также будет рассматриваться очень важный экономический вопрос — президент будет требовать какого-то внятного решения для экономического роста. Потому что явно недостаточно того, что мы имеем. Вопрос, думаю, будет и по приватизации, что она не то чтобы неактивна, мы ее вообще не видим. Государственные активы не продаются.
Постоянно кто-то убеждает, что не время, не место, не цена, но хотя все нормальные люди понимают, что даже сейчас цена может быть чуть выше, чем через полтора года. Никто ведь не гарантирует, что нефть поднимется в цене, а не упадет. Кроме того, президент прекрасно понимает, что мы сейчас наблюдаем никакой не кризис. Классический глубокий кризис впереди. И он ожидается в конце 2016-го — начале 2017 года. Возможно, это будет кризис доткомов или любой другой, который приведет к исчезновению ликвидности. К примеру, ситуация с ликвидностью в России понятна. Где в этой связи брать деньги на развитие экономики, кроме как из Национального фонда?
— ЕНПФ еще…
— Да, ЕНПФ. Так вот, где брать деньги, мы пока еще не придумали. Скорее всего, разговор будет идти о более активном привлечении инвесторов. Но вот почему инвесторы отказываются приходить в Казахстан, конечно, говорить не будут. Думаю, что просто будет поставлена задача работать.
— А по знаменитой программе форсированного индустриально-инновационного развития правительству есть что обсуждать?
— Мы же видим, что ситуацию с ПФИИР замяли, когда поменялся министр по инвестициям и развитию. Перед новым главой ведомства, как мы видим, теперь стоят совершенно другие задачи. Президент, я думаю, прекрасно понимает, что нет смысла поднимать этот вопрос.
— То есть ПФИИР канула в лету так же, как и 5-6 других таких же глобальных программ, принимавшихся ранее?
— Не могу сказать, что она канула в лету. Но скорее всего пришло осознание того, что вот такое развитие экономики в виде глобального насаждения индустриальных предприятий, которые не имеют элементарной возможности реализовываться и у них нет на это компетенции, это не очень верный путь. Возможно, вопрос по ПФИИР будет задан, но то, как постепенно забывается эта программа, можно сказать, что на нее акцент делать не будут.
А вот на сельское хозяйство большой акцент, я уверен, сделан будет. Связано это в большей степени с отсутствием иных возможностей пристроить рабочую силу.
У нас огромная проблема — рост работоспособного населения, не задействованного в экономике
По моим данным, в стране 8,5 млн иждивенцев, 3,5 млн реальных налогоплательщиков. Все остальные — либо самозанятые, либо неэффективно самозанятые. При этом,
в ближайшие 5 лет на рынке появится еще миллион человек, очень слабых, малоэффективных, патерналистски настроенных, которые станут серьезной проблемой
для государства, потому что они ждут от него помощи, а не наоборот. Большинство из них не будет способно встроиться в систему существующей экономической модели.
— Откуда возьмется этот миллион?
— Это дети, которые сейчас заканчивают школы, так называемые последствия беби-бума. Меня сильно ругают за это определение, но в рамках экономической модели есть такое понятие как «лишние люди». В нашей экономической модели даже при абсолютном расширении штата и перераспределении через государственную систему может быть задействовано то количество людей, которое есть. Сильно расширяться мы уже не можем.
Стоимость рабочего места, создаваемого в Казахстане, невероятно дорога. Кто-то считал, что это 1 млн долларов. Поэтому предложенная министром сельского хозяйства Аблаем Мырзахметовым модель сельского хозяйства по кредитованию личных подсобных хозяйств, пусть даже она не везде работает, одна из самых интересных.
Я еще года 3-4 назад писал, что кредитование малого бизнеса — оптимальная модель. Аким Южно-Казахстанской области говорит, что 98% таких кредитов возвращаются
Это значит, что модель эффективная и способна задействовать миллионы трудоспособных людей в сельском хозяйстве. Думаю, именно эта новая модель станет лейтмотивом для связывания свободной рабочей силы. Это — серьезная заявка и серьезные деньги, которые могут реально использоваться эффективно.
— Чем еще может быть недоволен президент? Вопросами образования, молодежной политики, информации. Это я говорю по следам его последних встреч с министрами. Но при этом ничего сверхъестественного я не жду.
Сейчас — то самое время, когда что-то менять совсем не время
Не потому, что коней на переправе не меняют. А потому, что сейчас переходный этап, и если будет меняться курс правительства, это будет иметь сложные последствия. Ругать правительство будут, но менять — не думаю.
Не исключено, что в пятницу президент поручит создать пару агентств. Это вполне может быть Агентство по делам религий. В связи с последними событиями в стране нужен отдельный орган, близкий к силовому и военизированному. По крайней мере, он должен быть самостоятельным, а не в виде придатка к Министерству культуры и спорта.